Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обвал рубля приведет к росту цен на продукты
Торговые сети уже начали получать уведомления от поставщиков о повышении оптовых цен на продукты питания. По словам участников рынка, в середине лета более чем на 10% подорожают сахар и картофель, стабильные цены прогнозируют только на мясном рынке. Виновато ослабление рубля – Минэкономразвития собирается повысить прогноз по инфляции на 0,3–0,5 п.п.
С начала февраля потребительские цены выросли на 0,7%, с начала года – на 1,3%. Минэкономразвития пересмотрит прогноз по инфляции на 2014 год на 0,3–0,5 п.п. (верхняя планка официального прогноза на этот год – 5,5%), рассказала РБК daily начальник отдела анализа и прогноза цен, затрат и финансовых пропорций министерства Евгения Нахимовская. Причина – ослабление рубля. «Все будет зависеть от курса, мировых цен на ГСМ, зерно урожая 2014 года», – рассказала Нахимовская, отметив, что цена на нефть пока выше прогноза.
По ее мнению, даже при заметном ослаблении рубля инфляцию будут сдерживать внешние факторы, в частности рецессия в Европе, влияющая на снижение цен на импорт. Тем не менее проведенный Минэкономразвития мониторинг розничных цен на продовольственные товары, овощи и фрукты за январь зафиксировал рост по целому ряду позиций. Сильнее всего подорожали овощи, в частности картофель, цены на который растут с октября 2013 года из-за низких запасов отечественной продукции, в январе прибавил 9,2% (за год подорожал на 42%).
Поставщики сокращают маржинальность
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько прогнозирует динамичное подорожание практическим по всем видам сельхозпродукции, за исключением зерна. В ближайшие четыре-пять месяцев не менее чем на 10% вырастут розничные цен на сахар, более чем на 10% подорожает картофель, считает эксперт. «На рынке растительных масел уже раскручивается маховик инфляционного механизма (за последние месяцы оптовые цены выросли на 10%), что обусловлено резким ростом долларовых цен на масло, поскольку отрасль экспортно-ориентирована. В то же время на молочном рынке резкое подорожание сдерживается невысоким потребительским спросом», – добавил г-н Рылько.
По словам главы оптовой компании «Генерал-продукт» Александра Серова, оптовая стоимость российского картофеля сейчас выше, чем год назад: 20 руб. за 1 кг против 13 руб. Импортный картофель нового урожая в России появился из Египта и Бангладеш по 30 руб. за 1 кг, по такой же цене оптовик ожидает европейский картофель после того, как Россельхознадзор откроет границу для европейских поставщиков (сейчас действует запрет на поставки картофеля в Россию из стран Евросоюза).
Польское яблоко сорта «Айдаред» продается в опте по 32 руб. за 1 кг, тогда как год назад – по 29 руб., хотя минувший год был довольно урожайным, говорит Серов: «Мы ведем диалог по определенному замораживанию цен в евро, поляки с понимаем относятся, надеясь сохранить рынок сбыта. В свою очередь, и мы немного сокращаем свою маржинальность».
Поставки «борщевого набора» из Белоруссии не претерпели ценовых изменений из-за валютных колебаний, говорит Серов. Эта продукция традиционно на 10% дороже российской, но и качество лучше.
Поставщики мяса не ожидают значительных ценовых колебаний. Вице-президент агрохолдинга «Мираторг», одного из крупнейших российских производителей мяса и его импортеров, Александр Никитин отмечает, что на рынке свинины за последний месяц несколько подросли цены из-за ограничения поставок свинины из стран Евросоюза, на которые наложились валютные колебания. «Однако в течение месяца выпадающие объемы европейского мяса будут компенсированы поставками из Бразилии, Канады и США, а также ростом внутреннего производства, – обещает Никитин. – К тому же грядет Великий пост, когда традиционно спрос на мясо в России снижается, а с ним и цена».
На рынке мяса птицы цены определяет внутреннее производство, а не импорт, что также позволяет говорить о стабильности цен. Рынок говядины также достаточно стабилен. Рост валютного курса будет компенсирован падением маржинальности операторов рынка, считает Александр Никитин. В целом ценам некуда расти, поскольку они упрутся в платежеспособный спрос населения, говорит он.
Магазины не готовы работать в убыток
Ритейлеры говорят, что уже начали получать от поставщиков предупреждения о возможном повышении отпускных цен, что отразится и на розничных расценках. «Примерно 80% продукции в сетях X5 – российского происхождения, но некоторые производители используют импортное сырье, что отражается на стоимости и этой части товарной матрицы», – рассказал РБК daily руководитель пресс-службы X5 Retail Group Владимир Русанов. Сеть не планирует менять свою наценку и будет действовать в рамках своей маржинальности. «Мы не будем работать себе в убыток, но каждое подобное предложение поставщиков будем оценивать, насколько оно обоснованно», – говорит Русанов.
В пресс-службе сети «Дикси» отметили, что доля товаров отечественного производства на их полках еще выше, чем у конкурентов, – около 90%. Тем не менее и они уже получали уведомления от поставщиков о повышении рублевой цены поставки. «Категории, которые наиболее чувствительны – алкоголь, консервация, непродовольственные товары, импортируемые овощи и фрукты, – пояснил представитель «Дикси». – Сеть будет стремиться сдерживать удорожание товаров на полках – мы заинтересованы предлагать наиболее конкурентные цены, но, к сожалению, полностью компенсировать валютные колебания невозможно, покупатель неизбежно почувствует их последствия».
Алексей Кузьменко, Анна Левинская, Юлия Синяева, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?