Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Общественная палата предлагает госрегулирование рынка алкоголя
Сегодня Общественная палата представит концепцию госрегулирования алкогольного рынка, ключевым положением которой станет восстановление госмонополии на розничную продажу алкоголя и повышение акцизов в целях борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя и контрафактом. По мнению производителей алкоголя, предложения приведут к обратным результатам. Тема поднята неслучайно — вопрос госрегулирования на алкогольном рынке может быть вынесен на одно из ближайших заседаний президиума правительства.
По данным авторов доклада Общественной палаты (ОП) из комиссии по социальной и демографической политике, на алкоголизм в России приходится 30% мужской смертности и 15% женской. Экономические потери от злоупотребления алкоголем эксперты ОП оценивают в 1,7 трлн руб. в год. А среди причин алкогольных проблем в России называют круглосуточную, шаговую и ценовую доступность спиртных напитков.
Снижать потребление алкоголя авторы доклада предлагают созданием торговых барьеров: повышением акцизов на алкогольную продукцию, запретом продажи алкогольных напитков (включая пиво) утром, ночью и в выходные, ужесточением штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним и сокращением числа торговых точек, продающих алкоголь. Среди предложений ОП введение в УК статьи, наказывающей за нелегальное производство алкоголя, введение административного наказания за самогоноварение и наделение Роспотребнадзора правом запрета на разные виды спиртосодержащей продукции. И, наконец, Общественная палата настаивает на восстановлении госмонополии на розничную продажу алкоголя.
Эксперты алкогольного рынка поддерживают более жесткое наказание за нелегальное производство алкоголя, но считают, что другие меры лишь спровоцируют рост контрафакта. "Сейчас, исходя из официальной статистики, доля "левака" на водочном рынке превышает 30%, а по неофициальным данным — больше 50%,— говорит зампред правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— В кризис доходы населения падают, и как следствие, падает легальное производство. Зато потребление остается на прежнем уровне — спрос удовлетворяется за счет дешевой левой водки". В случае увеличения акцизов эксперты прогнозируют массовый переход населения на суррогат, напоминая, что даже в московских сетевых магазинах он уже продается по 45-55 руб.
Неприятие у производителей вызывает и идея госрегулирования розницы, с которой еще в 2006 году выступил спикер Госдумы Борис Грызлов. Тогда производители пообещали, что единственным итогом кампании станут "советские" очереди за алкоголем, и обвинили парламент в нецелесообразном давлении на рынок. "Для того чтобы сделать государственную розничную сеть по продаже алкогольной продукции, необходимы годы и миллиардные инвестиции",— считает Дмитрий Добров. По мнению главы Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, госрегулирование розницы чревато полной национализацией алкогольной индустрии: "Такими темпами государство на рознице не остановится, оно захочет монополизировать и оптовую торговлю, и производство".
Вопрос о госрегулировании в алкогольной индустрии может быть поднят на одном из ближайших заседаний президиума правительства. Свои предложения по реформе отрасли разрабатывает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Предполагается, что правительство рассмотрит вопросы ужесточения ответственности за нелегальный оборот алкоголя, ставки акцизов и ликвидацию льгот по их уплате. Росалкогольрегулирование при этом выступает за снижение акцизов, а за их увеличение выступает Минфин, настаивающий на повышении сборов в казну в период кризиса. Ъ
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.