Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2945
Поделиться
Общепит СПб на голодном пайке
Рынок общественного питания в Петербурге активно развивается, но, как говорят участники рынка, сегодня главным тормозом является дефицит помещений, отвечающих всем необходимым требованиям: соответствующих санитарным правилам и нормам, расположенных в местах с высокой проходимостью и совмещающих необычный дизайн с функциональностью.
Российский рынок общественного питания отличается высокой инвестиционной привлекательностью и, несмотря на динамичное расширение этой индустрии в последние годы, обладает значительными перспективами дальнейшего роста. "На сегодняшний день рынок восстановился, полностью компенсировал последствия негативного влияния финансового кризиса 2008-2009 годах и вышел на устойчивый восходящий тренд. В 2010 году рынок вырос на 10 процентов, до 780 млрд рублей. По итогам 2011 года его объем составил уже более 900 млрд рублей, темпы роста год к году в номинальных ценах сформировались на уровне около 16 процентов (в товарной массе — около 6 процентов). В 2012 году динамика оставалась высокой — рост составил 12-14 процентов. В среднесрочной перспективе, исходя из текущих макроэкономических прогнозов и сложившейся на сегодняшний день конъюнктуры рынка общественного питания, мы ожидаем сохранения устойчивой высокой динамики роста российской индустрии питания. По прогнозам, в горизонте следующих 4-5 лет, при условии сохранения стабильной макроэкономической ситуации CAGR рынка будет формироваться на уровне около 13,5 процента. Средние темпы роста в товарной массе составят 5,5-6 процентов. Таким образом, в течение следующего пятилетия рынок вырастет более чем в два раза — в 2017 году он может приблизиться к отметке в 2 трлн рублей", — говорит Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".
Соответственно, спрос на помещения в данном сегменте можно охарактеризовать как растущий. Операторы общепита остаются одними из лидеров среди арендаторов коммерческой недвижимости в Петербурге, развивая существующие бренды и создавая новые форматы. Ряд операторов рассматривает развитие в регионах. Но на экспансию решаются в основном сетевые заведения. Следует отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге сконцентрировано около 55,8% всех сетевых заведений России.
При этом в Петербурге ощущается нехватка помещений.
Денис Радзимовский, генеральный директор "S.A.Ricci — Санкт-Петербург", говорит, что количество действительно ликвидных помещений стремится к нулю. "В условиях дефицита предложения операторы общепита запускают новые форматы заведений, например, рестораны на крыше. Сейчас складывается такая ситуация, что любое помещение, удовлетворяющее требованиям оператора общепита, сразу же вымывается с рынка", — говорит господин Радзимовский.
По его данным, на сегодняшний день арендные ставки в премиальных локациях могут достигать 12-15 тыс. рублей за кв. м для небольших площадей, например, на Невском проспекте. В других районах города для помещений до 300 кв. м арендная ставка варьируется от 3 до 5 тыс. рублей за квадратный метр.
Сегодня на рынке сохраняется тенденция по развитию всех сегментов общепита: от фастфуда до люксовых ресторанов. После небольшого затишья в Петербурге вновь стали открываться люксовые рестораны со средним счетом 5-6 тыс. рублей, ничем не уступающие московским и мировым аналогам, например, лаунж-ресторан Buddha-Bar на Синопской набережной, ресторан Jamie's Italian St.Petersburg, принадлежащий британскому повару и ресторатору Джейми Оливеру, откроется на Конюшенной площади в 2013 году.
Одной из тенденций рынка является увеличение доли заведений в спальных районах города, поскольку заметно увеличился процент людей, питающихся вне дома.
Функциональность и удобство — главные составляющие правильного дизайна кафе или ресторана. При планировании интерьера очень важно учитывать особенности заведения и правильно задействовать служебные помещения — обязательно должна обеспечиваться последовательность технологических процессов, а также выполняться ряд требований. К основным из них относятся: изолирование входов и выходов от жилой части здания, соблюдение нормативов уровня шума, поддержание чистоты воздуха при помощи вентиляции. Высота этажа предприятий питания (от пола до пола) принимается не менее 3,3 м. Площадь помещения и количество мест зависит от типа предприятия: от 50 до 200 для ресторанов, столовых и кафе, от 25 до 50 и 100 для винных и пивных баров соответственно.
Расставлять оборудование в зале следует по направлению движения посетителей и персонала, а также необходимо обеспечить свободный подход к раздаточной линии и обеденным столам. При этом не должно нарушаться стилевое решение помещения.
"Из-за большого количества требований, предъявляемых к помещениям общепита, повышенным интересом в последнее время стали пользоваться торговые центры с их большими площадями и высоким потоком посетителей", — говорит Полина Малина, руководитель проектов объединенной проектной группы RedLine.
При этом, отмечает госпожа Малина, некоторые требования к помещениям через месяц с небольшим станут менее жесткими: если раньше остро стоял вопрос о специальном вентилировании залов для курящих, которые обычно располагались во внутренних помещениях, то после принятия Закона "О запрете курения", вступающего в силу с 1 июня 2013 года, этот вопрос отпал.
Ольга Аткачис, руководитель отдела торговой недвижимости Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, добавляет, что одним из основных требований операторов общепита к помещениям остается необходимое количество киловатт: 15-20 для заведений фастфуда, 20-30 для кафе, 30-60 для ресторанов. "К сожалению, зачастую помещения не отвечают этому требованию, предлагая в среднем 15-20 кВт. В связи с этим одной из тенденций этого сегмента в последние годы стала готовность арендаторов самостоятельно увеличивать количество киловатт до необходимого уровня, вести переговоры с "Ленэнерго", заниматься согласованием проекта и брать на себя связанные с этим расходы в счет арендной платы", — говорит госпожа Аткачис.
КоммерсантЪ-СПб
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?