Декоративное изображение
2 539

Поделиться

Обороты малого и среднего бизнеса в РФ постепенно замедляются

В настоящее время в России работает 6,7 млн компаний, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. За прошлый год их количество выросло на 5%. Положительная динамика роста этого сегмента сохраняется четвертый год подряд.

dpVUE.images/Shutterstock/Fotodom

dpVUE.images/Shutterstock/Fotodom

Сейчас примерно каждое шестое МСБ относится к так называемым вновь созданным, то есть существует менее года.

МСБ: итоги 2024 г. и начала 2025 г.

По данным сервиса «МойСклад», малый и средний бизнес в России растет, но темпы роста снижаются. В 2024 году обороты компаний МСБ увеличились на 18% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка в сегменте онлайн-торговли выросла на 20%, в офлайновой рознице — на 16%.

В целом все эти показатели меньше предыдущего, 2023 года, — тогда обороты МСБ увеличились на 23%, при этом в онлайн-торговле — на 28%, в офлайне — на 13%.

По данным опроса 1000 предпринимателей, 78% предпринимателей закончили 2024 год относительно успешно: 50% представителей малого и среднего бизнеса зафиксировали рост оборотов в 2024 году, еще у 28% он остался на уровне предыдущего года. Снижение оборотов отметили 22% представителей МСБ. Годом ранее о падении оборотов говорили 16% опрошенных.

Обороты компаний МСБ за январь и февраль 2025 года по сравнению с январем и февралем 2024 выросли на 6%, что ниже темпов инфляции.

Маркетплейсы: замедление темпов роста и развитие омниканальности продаж

Замедление темпов роста оборотов МСБ на маркетплейсах началось еще в конце 2023 года. Причина в том, что сами площадки стали дороже и сложнее в работе. В то же время офлайн-ритейл, вопреки прогнозам, не только не исчез, но и продолжает расти.

2024 год окончательно сформировал омниканальность. Для непродовольственных товаров путь клиента часто выглядит так: покупатель идет в розничный магазин, там смотрит товар, а покупает его онлайн, или, наоборот, находит в интернете, а покупает — вживую.

По некоторым сегментам, таким как одежда, бытовая техника, товары для хобби, наблюдается отток потребителей на маркетплейсы. Зато по таким позициям как мебель, товары для красоты, для дома и ремонта, цветы, спорттовары и т. д. продолжается рост офлайна.

Торговые центры отмечают падение числа покупателей, при этом растет формата «магазинов у дома», универмагов, когда объединяются несколько брендов и создают магазин, а также шоурумов.

Основные проблемы предпринимателей в 2024 году: нехватка персонала и высокая конкуренция

  • 1. Нехватка кадров — 19% предпринимателей

  • 2. Конкуренция — 18%

  • 3. Инфляция — 17%

  • 4. Падение спроса — 15%

Также предприниматели отметили, что им мешает развиваться падение рубля и высокая ключевая ставка (невозможно взять кредит). В 2023 г. перечень основных сложностей выглядел по-другому: тогда предпринимателей в большей степени беспокоило снижение спроса со стороны потребителей, падение курса рубля, необходимость маркировки товаров и санкции. Трудностей не замечали 23% опрошенных, в этом году — только 14% опрошенных.

Планы МСБ на 2025 год: расширение ассортимента и повышение цен

В 2025 году МСБ планирует в первую очередь расширять ассортимент. 

  • Такую цель ставит 32% предпринимателей.

  • 20% планируют открыть новые магазины или выйти на новые площадки.

  • 19% будут повышать цены.

  • 22% опрошенных ничего менять не планируют.

Ожидания предпринимателей: преобладает позитивный настрой

  • 55% ожидают рост выручки.

  • 11% настроены нейтрально, планируют остаться на уровне 2024 года.

  • 22% боятся делать прогнозы и не ждут ничего хорошего.

Направления торговой деятельности МСБ

Одежда и обувь — основной товар, которым занимается МСБ. Этот сегмент лидирует как в продажах, так и в производстве.

По итогам 2024 года продажи одежды и обуви в России достигли 4,1 трлн руб. Это составляет 14% от всех расходов потребителей на непродовольственные товары в стране.

Источник: «МойСклад»

Источник: «МойСклад»

Направления производственной деятельности МСБ

Малый бизнес стал более активно производить продукцию, а не перепродавать ранее купленные товары по более высокой цене. Количество производственных компаний увеличилось на 40% за 2024 год.

Источник: «МойСклад»

Источник: «МойСклад»

Имущественную поддержку малого бизнеса посчитали неэффективной

ФНС планирует упростить регистрацию касс при старте бизнеса

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами