Декоративное изображение
3 647

Поделиться

OBI подкредитовал партнера

Немецкая сеть строительных гипермаркетов OBI увеличила свою долю в ООО "Сделай своими руками", совместном предприятии по развитию магазинов в Москве, с 51% до 66,59%, за счет второго совладельца Игоря Сосина. Бизнесмен утверждает, что занял €12-14 млн у OBI, оформив кредит как продажу акций, и обещает выкупить свои бумаги обратно. Немецкий ритейлер OBI и основатель сети товаров для дома "Старик Хоттабыч" Игорь Сосин создали совместное предприятие по развитию в Московском регионе гипермаркетов OBI в 2003 году. В ООО "Сделай своими руками" немецкая ОБИ АГ получила 51%, а господин Сосин стал собственником 49% через "Мило Инвестментс Лтд". С 31 января этого года, согласно данным "СПАРК-Интерфакса", распределение долей в компании изменилось — теперь ОБИ АГ контролирует 66,59%, а "Мило" — только 33,41%. Игорь Сосин подтвердил, что продал часть своей доли в СП, но с правом обратного выкупа. По его словам, "Мило" взяла кредит у ОБИ АГ на строительство нового гипермаркета (адрес объекта он не называет). "Мы нашли подходящий для строительства участок и не хотели ждать оформления банковского кредита — быстрее было занять эти деньги у партнера, оформив сделку купли-продажи долей",— рассказал он. Бизнесмен объясняет, что по существующему с OBI соглашению строительством "коробок" под гипермаркеты занимается "Мило", а "Сделай своими руками" только арендует эти помещения. После того как объект построен, "Мило" обычно продает здание одному из западных фондов, специализирующихся на недвижимости, рассказывает господин Сосин, не называя их. Также "Мило" поступит с гипермаркетом, на который заняла у OBI, говорит бизнесмен и обещает сразу же после сделки выкупить свои 15,59% обратно. OBI кредитовала его на €12-14 млн, ставку бизнесмен не уточнил. Запрос в российском и головном офисах OBI оставили без комментариев. Немецкая OBI оперирует гипермаркетами в формате do-it-yourself ("сделай своими руками"), торгующими товарами для ремонта и обустройства дома. Сегодня в 13 странах Центральной и Восточной Европы открыто более 545 гипермаркетов. В России — 18 гипермаркетов: 5 в Москве входят в ООО "Сделай своими руками", столько же магазинов работает в Санкт-Петербурге, по 2 магазина открыто в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, по одному объекту — в Казани, Омске, Волгограде и Краснодаре. В 2010 выручка немецкой группы составила €6,2 млрд. Кредитование аффилированных или партнерских структур не редкость, говорит начальник управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Никита Патрахин. К примеру, в 2008 году акционеры "Кофе-хауза" продали с правом обратного выкупа 49% головного ЗАО "Кофе-хауз" бывшим акционерам Экспобанка за кредит в размере $50 млн. Сеть кофеен обычно кредитовалась в самом Экспобанке, но после смены акционеров банка (в 2008 году его выкупила группа Barclays) проще было договориться с его бывшими собственниками, объяснял топ-менеджер "Кофе-хауза". Неоднократно получали кредиты от своего основного акционера Вадима Якунина компании, входящие в группу "Протек", говорилось в меморандуме к IPO "Протека" весной 2010 года. Ставки по таким кредитам варьировались от 9% до 15% годовых. В случае с OBI ставка могла быть ниже банковской, которая сейчас находится в диапазоне 8-13%, считает господин Патрахин. Если исходить из суммы кредита для Игоря Сосина в размере €12-14 млн, то весь бизнес "Сделай своими руками" при выручке в 2009 году $396 млн, или примерно €287 млн (данные "СПАРК-Интерфакса"), был оценен в €76-89,9 млн. Средний мультипликатор оценки российских ритейлеров в 2010 году был на уровне 0,5 выручки ("М.Видео" и продуктовые сети), говорит аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина. Получается, что, даже если выручка московских центров OBI не приросла в 2010 году, сделка между немецкой компанией и Игорем Сосиным прошла с дисконтом. "Это означает, что, если "Мило" не выплатит кредит, OBI увеличит свою долю в СП по выгодной цене. При столь низких рисках для OBI кредит может стоить не дороже 10% годовых",— рассуждает Никита Патрахин. Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами