Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Объем «свободных денег» в апреле сократился на 40% по сравнению с прошлым годом
В апреле объем «свободных денег» в российских семьях вырос на 31% по сравнению с мартом и составил 17,6 тысяч рублей. Однако за год Индекс свободных денег потерял 40%.
Atstock Productions / shutterstock
Исследовательский холдинг Romir разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) — показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей.
Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в апреле объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве составил 17,6 тыс. руб. То есть именно такое количество денег «усредненная» семья имела в своем распоряжении после покупки товаров повседневного спроса, в том числе и продуктов питания, оплаты услуг ЖКХ, транспорта и связи и др. И именно эти средства могли быть потрачены на выплату кредитов, покупку товаров длительного пользования, крупные покупки, образование, медицину, развлечения, отдых или отложены в виде сбережений.
За месяц объем «свободных денег» вырос на 31%, а за год — сократился на 40% (см. График 1). Несмотря на рост против прошлого периода, апрельское значение ИСД сигнализирует о структурных изменениях благосостояния граждан, так как мартовское падение могло объясняться ростом расходов в связи с началом периода самоизоляции. Апрельское же снижение против прошлого года говорит скорее не о росте расходов, а о снижении доходов.
График 1. «Свободные деньги» домохозяйств в 2017—2020 гг. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *За период январь—апрель 2020 года использованы собственные расчеты Romir.
Серьезно сокращается и среднегодовое значение Индекса. Если по итогам прошлого года оно равнялось 27,5 тыс. руб., то сейчас по результатам первой трети 2020 года среднегодовое значение равняется 20,9 тыс. руб. (см. График 2).
График 2. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Значение «свободных денег» за 2020 год рассчитано на основе данных за январь—апрель 2020 года.
Количество свободных денег в крупных городах-миллионниках возрастает на 29,5% по сравнению с прошлым месяцем (см. График 3). В городах от 500 тыс. до 1 млн количество свободных денег в апреле по сравнению с мартом возрастает на 42,1%. В небольших городах от 100 до 500 тыс. рост против предыдущего месяца составил 28,4%.
График 3. «Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб. *За период январь—апрель 2020 года использованы собственные расчеты Romir.
Покупательская способность «свободных денег» в пересчете на количество бутылок молока «Домик в деревне-Отборное» (0,93л), которое домохозяйства могли себе позволить покупать ежемесячно на все свои «свободные деньги», куда ниже, чем в предыдущем году. На все свободные средства в текущем году можно купить 358 бутылок, тогда как в прошлом году — 476 бутылок (см. График 4).
График 4. Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднее количество дней в доме отдыха, пансионате. *Рассчитано на основе данных за январь—апрель 2020 года.
Методика
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.
Индекс свободных денег рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel. Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
- заработная плата с различными начислениями и доплатами;
- пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом;
- другие виды доходов.
Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства. К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
- продукты питания;
- непродовольственные товары повседневного спроса;
- жилищно-коммунальные услуги;
- бытовые услуги;
- медицинские услуги;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи;
- обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Romir: В апреле россияне потратили на еду рекордные 46% дохода.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?