Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
O1 Group ищет место на рынке торговой недвижимости
Борис Минц потянулся к «Небу»
Борис Минц, выкупивший в Москве ряд крупных офисных зданий («Белая площадь» и Vivaldi Plaza), решил инвестировать в новый для себя сегмент рынка недвижимости. О1 Group стала финансовым инвестором строительства торгового центра «Небо» на западе столицы. Доходность вложений в объект будет невысокой, говорят консультанты: в «Небе» только 50% площадей можно сдать в аренду.
О том, что О1 Group Бориса Минца занимается проектом строительства торгового центра «Небо» (62,4 тыс. кв. м) в Солнцево на западе Москвы, “Ъ” рассказали два источника на рынке недвижимости. Объект планируется сдать в эксплуатацию в 2015 году. По словам одного из собеседников “Ъ”, консультантом проекта выступает JLL, где сообщили, что заказчиком строительства является ЗАО «Небо», инвестором – O1 Group. В пресс-службе О1 подтвердили эту информацию.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», учредителем ЗАО «Небо» является ООО «Фирма “Трансгидрострой”«, где среди акционеров значится «О1 Груп Оверсиз Лимитед». Представитель О1 Group пояснил, что 0,1% долей в «Трансгидрострое» приобретено в 2009 году и эта сделка не имеет отношения к проекту строительства «Неба». Контакты «Трансгидростроя» и «Неба» совпадают, вчера их телефоны не отвечали. «Трансгидрострой» – строительная компания, ее партнеры, кроме О1, – АРКС, «Мосинжстрой» и «Мосводоканал».
Запад Москвы перспективен для строительства торговых центров, насыщенность ими, как и на юго-западе, на среднем уровне, отмечает начальник департамента торговой недвижимости JLL Татьяна Ключинская. Крупнейшие ТЦ в этих районах – «Мега Теплый Стан» и «Румянцево». «Ни один из них не удовлетворяет потребности ежедневных покупок жителей Солнцево и соседнего Ново-Переделкино»,– поясняет госпожа Ключинская. Затраты на строительство «Неба» JLL в 2013 году оценивала в $150 млн.
Строительство получается дорогим: соотношение общей и арендной площади в «Небе» – 50%, хотя более распространена практика, когда доля арендной площади составляет 70%, отмечает аналитик отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. Таким образом, затраты составят $2,5 тыс. за 1 кв. м против обычных на рынке $1,7 тыс. за 1 кв. м. Расходы окупятся, но доходность будет невысокой, предупреждает эксперт. Он оценивает стоимость уже готового торгового центра в $160 млн (при средней ставке аренды $500 за 1 кв. м). Доходность девелопмента торговых центров зависит от проекта, заключает господин Палт, но в среднем составляет 20–30%.
Торговые центры – новое направление инвестиций Бориса Минца: его О1 Group специализируется на прямых инвестициях в недвижимость, промышленность и финансовый сектор. Интересы господина Минца в недвижимости представляет созданная в 2010 году О1 Properties, которая инвестирует преимущественно в готовые офисы: так, компания приобрела бизнес-центры «Белая площадь», Vivaldi Plaza, Ducat Place II. В целом О1 Properties собрала портфель из 13 готовых бизнес-центров в основных деловых районах Москвы (их общая площадь – 497 тыс. кв. м) и трех девелоперских проектов (фабрика «Большевик» на Ленинградском проспекте, проект на улице Василисы Кожиной и Greendale на Октябрьской улице). У О1 также есть промышленные активы («Альянс Энерджи» и завод «Инвертор») и два негосударственных пенсионных фонда из топ-20 – «Стальфонд» (сумма сделки могла составить 7 млрд руб.) и «Телеком-Союз» (обслуживает пенсионные программы «Ростелекома» и «Почты России»; инвестор мог заплатить 1,8–3,5 млрд руб.). В этом году О1 приобрела, по экспертным оценкам, за $100 млн 70% компании Vesper, строящей элитную недвижимость в Москве.
Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.