Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"О'кей" и "Лента" меняют стратегию регионального развития
Сети гипермаркетов «О'кей» и «Лента» меняют стратегию регионального развития. Вместо того чтобы строить собственные магазины, они начинают заключать договоры аренды с местными девелоперами. Это позволяет вдвое сократить срок окупаемости, но снижает рентабельность.
О том, что гипермаркеты «О'кей» начинают открываться на арендованных площадях, рассказал гендиректор УК «О'кей групп» Дмитрий Пряников. По его словам, «О'кей» уже подписала договоры на аренду более 10 000 кв. м в строящихся торговых центрах «Золотой Вавилон Ростокино» в Москве и красноярском центре «Планета» и скоро может заключить такой же договор в Уфе. Раньше сеть предпочитала строить магазины сама.
Аналогичное решение весной этого года приняла сеть гипермаркетов «Лента», которая выступала в регионах в качестве девелопера собственных торговых площадей. Ее гендиректор Алексей Бобров говорит, что «Лента» ведет переговоры об аренде помещений площадью 12 000 кв. м с тремя девелоперами в Петербурге, Екатеринбурге и Перми. Своих возможных партнеров он не называет.
Пряников из «О'кей групп» объясняет такое решение растущей стоимостью строительных работ, в результате чего срок окупаемости магазинов увеличился с пяти-шести до восьми-десяти лет. «Оборот определяет эффективность работы компании. Чем он больше, тем ниже закупочные цены и, соответственно, наше предложение для конечных клиентов. А развитие на арендованных площадях позволяет быстрее увеличивать оборот», — рассуждает Пряников. Впрочем, рентабельность по EBITDA арендованного гипермаркета составляет 6-6,5%, а у собственного магазина после двух-трех лет работы — 8,5-9%.
Стоимость земли в некоторых регионах, например в Екатеринбурге, Перми, Самаре, Сочи, Ростове-на-Дону, сильно завышена, добавляет Бобров из «Ленты». Она может достигать $400 за 1 кв. м при отсутствии коммуникаций. В таких условиях срок окупаемости отдельно стоящего гипермаркета составляет больше восьми лет, а на арендованных площадях — примерно вдвое меньше, отмечает менеджер. Опрошенные «Ведомостями» участники рынка и эксперты соглашаются, что стоимость земли в регионах сильно завышена.
В регионах растут торговые центры, заинтересованные в гипермаркетах-арендаторах, отмечают Пряников и Бобров. Генеральный менеджер нижегородской группы «Электроника» (строит торговый центр) Виктор Зверев говорит, что группе было бы интересно сотрудничать с такими известными брендами, как «Лента» и «О'кей».
Директор по инвестициям и торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев оценивает аренду в региональных ТК в $70-300 за 1 кв. м в год в зависимости от региона и ритейлера, а для петербургских сетей она составляет $150-300 за 1 кв. м в год. Это выше, чем, например, ставки для Auchan, который обеспечивает ТК хороший приток посетителей и поэтому может диктовать условия девелоперам. Руководитель отдела торговой недвижимости «Knight Frank Санкт-Петербург» Арина Сендер оценивает арендные ставки для «Ленты» и «О'кей» в $180-220 за 1 кв. м в год, а Auchan платит максимум $170 за 1 кв. м в год.
Развитие на арендованных площадях — распространенная практика для федеральных сетей гипермаркетов, отмечает гендиректор компании «Торговые решения» Алексей Крамарев. Так строят свои сети Auchan, Real, по этой схеме будет развиваться в России Carrefour.
Гендиректором «О'кей» в начале этого года стал Патрик Лонге, шесть лет возглавлявший российское подразделение Auchan Group, напоминает Гасиев.
Вряд ли он решил бы совсем отказаться от привычной стратегии развития, замечает эксперт.
Интервью

Как дарккитчен из Вологды превратился в сеть из 52 пиццерий в 26 городах страны.