Декоративное изображение
6 347

Поделиться

Новый закон "О торговле" поддержит местные сети

Накануне внесения проекта закона "О торговле" на рассмотрение в Госдуму была предложена поправка – статья 16, согласно которой торговые сети с консолидированным оборотом более 1 млрд. руб. не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25% и более. Специалисты ИА "INFOLine", являясь экспертами в сфере розничной торговли, проанализировали, каким образом данная поправка может повлиять на развитие сетевой розничной торговли и пришли к следующим выводам. В целом, нужно отметить, что сетевая розничная торговля в России практически не развита и занимает более 50% рынка только в двух городах России – Санкт-Петербурге и Ижевске. По оценкам экспертов ИА "INFOLine" данный показатель в северной столице составляет 79,7 %, а в Ижевске – 59 %. К тому же, оборот 1 млрд. руб. не является высоким показателем для сетевой розничной торговли FMCG в России. Все международные, федеральные, а также многие межрегиональные и местные сети (более 100) имеют оборот, превышающий данный показатель и соответственно, их деятельность подпадает под действие нового закона. Анализ рынка сетевой розничной торговли в 18 регионах, проведенный специалистами ИА "INFOLine", свидетельствует, что показатель доли в 25% для подавляющего большинства сетей в регионах и крупных городах пока является недостижимым. При этом в крупных городах доли в 25% пока достигла только X5 Retail Group в Санкт-Петербурге. Остальные сети имеют большой потенциал для развития в регионах, причем в условиях ужесточения конкуренции доля сети в регионе может даже снижаться. Таким образом, данная поправка не несет принципиальной угрозы для развития сетевого ритейла в городах с населением более 300 тыс. человек. При этом аналитики ИА "INFOLine" отмечают, что иначе обстоит дело с небольшими городскими округами и муниципальными районами. Россия характеризуется недостаточной насыщенностью торговыми объектами на 10 тыс. жителей. Так, максимальный показатель 3,2 магазина (включая магазины у дома, дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты) демонстрирует Саратов. При этом в небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 тыс. жителей, ритейлеру достаточно открыть 1-2 торговых объекта, чтобы превратиться в "монополиста" и достичь доли в 25%. Например, сеть "Магнит" открывает свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. чел., зачастую конкурируя с 1-2 несетевыми магазинами. В случае принятия 16 Статьи Закона ритейлер не сможет эффективно развиваться в небольших населенных пунктах. В России 134 города с населением до 10 тыс. жителей и 262 города численностью от 10 до 20 тыс. жителей. Однако, внесенная поправка защищает интересы местных сетей, развивающихся в пределах небольших населенных пунктов. Например, оборот сети "Артемида-Дон", управляющей 21 магазином в Волгодонске, в 2008 году составлял около 930 млн. руб., при этом ритейлер занимает значительную долю (около 13% в 2008 году) рынка Волгодонска. В данной ситуации компания может продолжать открывать новые объекты в населенном пункте, даже занимая долю свыше 25%. Доля крупных ритейлеров с оборотом более 1 млрд. руб., за исключением X5 Retail Group и "Магнита", не превышает 25% на локальных рынках; имеется значительный потенциал развития сетей в тех регионах, где они уже представлены, прежде чем компании достигнут "критического показателя"; Анализируя возможные изменения, которые может повлечь принятие данной поправки, эксперты ИА "INFOLine" отмечают, что статья 16 препятствует региональному развитию крупных игроков в небольших населенных пунктах, где даже при условии открытия одного-двух магазинов компания может занять долю рынка, превышающую "критический показатель". В то же время внесенная поправка защищает интересы небольших местных сетей, предоставляя им возможность развиваться в населенных пунктах, будучи фактически монополистами. Кроме того статья 9 законопроекта включает перечень запретов на действия торговых сетей при заключении договоров с поставщиками, нарушение которых может привести к уголовной ответственности. В случае принятия данного законопроекта поставщики получат рычаг воздействия на ритейлеров, что повлияет на соотношение сил, и позволит им строить отношения с ритейлерами на более высоком качественном уровне и снизить давление на поставщиков со стороны торговых сетей. Об этом сообщили ИА «INFOLine».  Информационная система "INFOLine" была создана в 1999 году для оказания информационно-консалтинговых услуг коммерческим организациям. Основной задачей является сбор, обработка, анализ и распространение экономической, финансовой и аналитической информации. Осуществляет на постоянной основе информационную поддержку более 1000 компаний России и мира, самостоятельно и по партнерским программам ежедневно реализует десятки информационных продуктов. Обладает уникальным программным обеспечением и технической базой для работы с любыми информационными потоками.

www.ADVIS.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами