Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новый закон о торговле: что будет с ценами в Башкирии?
Долгожданный Закон о торговле начал действовать в стране с 1 февраля. Это первая попытка законодателей привести в порядок потребительский рынок. Как и положено, первый документ в истории получился неоднозначным.
Революционными в законе называют те статьи, что ограничивают непомерные аппетиты продавцов. Уже ни для кого не секрет, что поставщики отстегивали немалые суммы за право выставлять товар в магазине, за лучшие места в зале, за рекламу. Закон предусматривает строгое ограничение сроков оплаты товара. Теперь рассчитываться за товар продавцы обязаны в течение 10, 30 или 45 дней - в зависимости от срока годности товара.
- Эти ограничения коснутся в основном торговых сетей, - отмечает Гузэль Асылова, заместитель председателя Госкомитета по предпринимательству и торговле Башкирии. - Мелкие магазины и индивидуальные предприниматели и до принятия закона работали по схемам, близким к требованиям нового документа.
А вот крупные торговые сети вели себя с поставщиками, как хотели. И получалось, что фактически не клиенты решают, что им покупать, а магазины. На прилавках супермаркетов появлялся только тот товар, поставщики которого были согласны заплатить так называемый входной билет. А за «вход» сети просили немалые суммы.
- Поймите, у нас заключен договор, где прописано, что мы не имеем права разглашать эту информацию, - осторожничают в одной из уфимских компаний. - Могу сказать, что в «Метро» мы заплатили 500 евро за одну позицию товара. А всего их у нас пять! Вот и считайте: вход в этот магазин нам обошелся в итоге в две с половиной тысячи евро. Правда, за те годы, что мы с ними сотрудничаем, этот билет уже окупился.
Со слов одного из поставщиков, за вход в недавно открывшийся гипермаркет они заплатили около 80 тысяч рублей. Айрат Сафаров, директор хлебозавода №7, не скрывает возмущения.
- Вы знаете, сколько мы платили сетям? 10 тысяч рублей за право продаваться в каждом магазине!
Кроме входного билета, сети выставляли обязательные условия для поставщиков - оплата рекламы, процент с товарооборота, бонусы за продажу и т.д. Теперь же все эти излишества запрещены законом.
Если у сетей забирают часть доходов, к которым они давно привыкли, как это отразится на ценах? На этот счет мнения кардинально не совпадают.
Версия 1
ЦЕНЫ УПАДУТ НА 15%
Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству на одной из пресс-конференций заявил, что цены в супермаркетах к концу этого года упадут на 15 %. При этом он пояснил, что снижение произойдет за счет того, что закон ограничивает развитие сети, занимающей четверть рынка. То есть монополий в торговле не будет, а это подтолкнет к развитию конкуренции и разогреет рынок.
Но для нашей республики это не совсем актуально. Как подсчитали в республиканском Госкомитете по предпринимательству и торговле, в Уфе доля сетевиков не превышает 17 % всего товарооборота, а в среднем по Башкирии этот показатель еще ниже - 10%.А раз нет монополии, то некого и ограничивать, некого закрывать. Значит, та монопольная составляющая, на которую надеется Евгений Федоров, для республики вообще не характерна, и вряд ли у нас цены снизятся.
Версия 2
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Большинство местных участников рынка считают, что на ценах это вообще никак не отразится.
- Мы уже месяц отработали по новому закону, и сети уже заключают по нему договоры, - пояснила Гузэль Асылова, заместитель председателя Госкомитета по предпринимательству и торговле Башкирии. - Вы заметили, что цены в супермаркетах изменились? Нет. Я думаю, что проблема нового закона о торговле несколько надумана. Он ставит жесткие условия для торговых сетей. Но у нас в республике их доля не так высока, а цену формирует общая конъюнктура рынка.
- Цены диктует рынок, а мы не готовы расстаться со своим покупателем. Наши затраты действительно увеличатся, но покрывать мы их будем не за счет покупателей, а за счет внутренних резервов, - заверила нас Надежда Фадеева, директор ООО «Салют-Торг»(сеть магазинов «Пятерочка»).
Версия 3
ВМЕСТО ПОСТАВЩИКОВ ПЛАТИТЬ БУДУТ ПОКУПАТЕЛИ
Конечно, никто пока не хочет брать на себя такую ответственность и заявлять, что ценники перепишут в большую сторону. Лишь некоторые осторожно замечают, что те сети, которые баловались большими бонусами, могут цены и поднять. Ведь новый закон не противоречит принципам рыночной экономики и отнюдь не предусматривает ограничения торговых наценок.
- Сейчас в российском Правительстве готовится перечень социально-значимых продуктов питания, на которые могут установить ограниченные торговые надбавки, - рассказывает Валерий Белов, начальник отдела развития продовольственных рынков и связи с отраслевыми союзами Министерства сельского хозяйства РБ. - Но он в стадии разработки, и пока точно неизвестно, какие именно продукты в него войдут (по последней информации их было около 60).
Хотя пока что перечня как такового нет, в новом законе о торговле прописано, что надбавка не может превышать 7%.
ПОЛКИ СУПЕРМАРКЕТОВ ОПУСТЕЮТ?
Закон предусматривает строгое ограничение срока расчета за товар. Раньше продавцы предлагали заключать договоры, где срок оплаты прописывался весьма условно по мере реализации. Отныне они определены очень четко. А значит, у торговых сетей не будет возможности пользоваться беспроцентным кредитом, который им фактически предоставляли поставщики. И сейчас некоторые сети, может, и побоятся брать неходовые товары.
- Вполне вероятно, что в первое время ассортимент сократится, но я думаю, что в дефиците не заинтересован никто, а особенно сети, - считает Ирина Рублева, начальник Управления потребительского рынка Уфы. - Для этого и дано время перезаключить договоры.
В одной из крупнейших компаний Х5 Retail group N.V., в Уфе этой сети принадлежат магазины «Карусель», «Перекресток», подтвердили, что на прилавках останутся только самые популярные товары, которые хорошо продаются.
- Мы уменьшим издержки, сократив количество ассортиментных позиций. Все товары с низкими рейтингами исчезнут с наших полок, - заявляет Радик Ибрагимов, директор филиала «Приволжский» Х5 Ритейл групп. - Останутся не те товары, продажа которых выгодна поставщику, а те, которые востребованы покупателем.
А в «Матрице», где, если верить слогану, все стало хорошо, обещают, что хорошо будет и дальше - полки супермаркетов не опустеют.
- Не вижу причин для этого, - поделилась Юлия Азаматова, начальник отдела маркетинга ООО «Универсал-Трейдинг» (сеть супермаркетов «Матрица»). - Я не могу сказать, что новый закон о торговле как-то повлиял на количество наших поставщиков.
- У нас дефицита не будет, иначе зачем вообще торговать? - уверена за уфимскую «Пятерочку» Надежда Фадеева. - Все графики поставок расписаны.
«Полушка» позицию свою обозначать не стала - отписалась сухим комментарием: мол, изучили закон, будем выполнять. А некоторые федеральные сети - «Магнит» - предпочли и вовсе не отвечать на наши вопросы.
А СТАНЕТ ЛИ ЛЕГЧЕ?
В приватной беседе один из поставщиков поделился своим мнением:
- Если бы все законы у нас соблюдались, - вздохнул наш инсайдер. - Они как брали эти входные билеты, так и продолжают брать. А кто их проверит? Это дело прокуратуры. Но штрафы за нарушения мизерные, закрыть магазин не имеют права. А тут еще новый закон о проверках, который запрещает проверять предпринимателей без особой на то нужды.
Конечно, слова любых поставщиков следует воспринимать с поправкой на их давнюю обиду к сетям. Вспомним хотя бы соглашение о поддержке местных производителей, которое заключили Администрация Уфы и большинство крупных ритейлеров. Действительно, в супермаркетах, что приняли условия города, плату за вход с местных производителей не брали. К соглашению тогда не присоединились «Метро» и «Карусель».
- Думаю, ничего у нас не изменится, - подытожил наш эксперт.
Официальные лица пока опасаются прогнозов и предлагают оценить масштаб изменений осенью, когда истекут 180 дней отсрочки, и все торговые сети будут работать по новому закону. Но в любом случае, сети будут сражаться за покупателя, как и раньше, ведь главная задача продавцов - получать прибыль. А покупатель сам выберет, где его устраивают цены и ассортимент.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?