Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новый год без обнов
Потребители пересматривают структуру расходов
Российские потребители ожидают ухудшения экономической ситуации и уже начали пересматривать расходы на продукты, одежду и развлечения, следует из отчета рекламной группы АДВ. Пострадают даже расходы на новогодний стол и подарки, которые готовы урезать уже 75% опрошенных. При этом часть потребителей в ожидании кризиса, напротив, начали инвестировать в дорогие покупки – бытовую технику и товары для дома.
Российские потребители переходят на экономный режим потребления, более аккуратно планируют расходы и переключаются на более дешевые категории или аналоги продуктов, говорится в исследовании компании Intelligent Research for Growth (IRG; принадлежит группе АДВ, входящей в тройку крупнейших рекламных холдингов России). Так, 50% опрошенных, в выборку которых входили 1,2 тыс. человек 18–55 лет в городах-миллионниках, считают, что к октябрю экономическая ситуация в стране ухудшилась по сравнению с началом года. Улучшение ситуации заметили лишь 7% респондентов. До конца года 40% ожидают дальнейшего ухудшения, 11% – улучшения ситуации. Таким образом, «тревожные ожидания потребителей в начале года сменились ощущением затяжного кризиса к концу года», указывается в отчете.
49% потребителей утверждают, что почувствовали финансовые затруднения, а 61% говорят, что почувствовали рост расходов на продукты питания. 69% опрошенных россиян признают, что за последнее время пересмотрели структуру своих расходов и сбережений. При этом 37% начали покупать более дешевые марки или аналоги товаров – в первую очередь, такое поведение характерно для женщин 30–45 лет. Напротив, мужчины и молодые люди 18–25 лет пока в меньшей степени склонны менять потребительские привычки.
По подсчетам IRG, наиболее сильно снижение покупательской активности может сказаться на новогодних бюджетах россиян, то есть расходах на продукты для праздничного стола и подарки. Сократить такие траты в этом году готовы 75% потребителей. С 51% в апреле до 66% в октябре выросло количество покупателей, пересматривающих в сторону уменьшения расходы на одежду и обувь, хотя полностью отказаться от таких покупок пока решили только 4%. 47% россиян готовы для экономии полностью отказаться от поездок за границу, а 39% – перестать ходить в кафе и рестораны.
Волатильность курса валют и политика импортозамещения приведут к росту цен на продукты, что действительно приведет к пересмотру структуры расходов потребителей, согласен руководитель пресс-службы «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков. Тем не менее спада продаж, по его словам, в сети не ожидают: покупатели не склонны экономить на продуктах, а кроме того, в магазины могут прийти клиенты, решившие отказаться от посещения ресторанов, в том числе и в праздник – так было и в 2008 году. В ресторанах снижение трафика действительно отмечается, так что компании готовятся пересмотреть бизнес-модели в сторону кризисной регуляции, подтверждает директор по корпоративным коммуникациям «Росинтер Ресторантс» Елена Мазур.
По данным IRG, 11% россиян начали запасать продукты питания, а 9% начали инвестировать в крупные покупки. Из них 67% предпочитают покупать бытовую технику, 53% – товары для дома, 49% инвестируют в недвижимость, 41% – в мебель, 35% – в смартфоны и планшеты, 34% – в автомобили, 25% – в товары для ремонта. Покупку техники российские потребители действительно рассматривают как инвестицию, подтверждает представитель «М. Видео» Антон Пантелеев. По его словам, сейчас в магазинах сети наблюдается определенный рост, который, впрочем, можно связать и с девальвацией.
Елизавета Макарова, Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.