Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новые торговые центры обрушили ставки аренды на 70%
В первом полугодии 2009 года в российских регионах было введено 392 тысяч квадратных метров торговых площадей, из которых 112 тысяч метров пришлось на города-миллионики. По данным компании Jones Lang LaSalle, новые ТЦ увеличили количество вакантных площадей с 5 до 15% и обрушили арендные ставки.
Тенденция к увеличению доли свободных площадей, по данным экспертов Jones Lang LaSalle, скорее всего, сохранится в ближайшие месяцы, так как ожидается завершение строительства и сдача в эксплуатацию большого количества торговых центров, строительство которых началось до кризиса.
«В последующие два года ввод новых торговых площадей будет минимальным из-за отмены и переноса сроков сдачи большого количества объектов на начальных этапах строительства, что, в свою очередь, ограничит дальнейший рост доли вакантных площадей в регионах», — говорится в отчете компании.
Коррекция ставок аренды в региональных городах была более значительной, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В первой половине текущего года они снизились на 15-70% в зависимости от профиля арендаторов. Максимальная ставка в магазинах до 100 кв. метров на первом этаже ТЦ составила 650 долларов за метр в год.
Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости отдела экономических и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle, в интервью уточнила, что самое большое снижение произошло в аренде площадей для торговли детскими товарами (на 70%) и для одежного ритейла (60%).
Также аналитик Jones Lang LaSalle полагает, что в условиях кризиса развитие в регионах замедлило темпы: «Девелоперы и ритейлеры сосредоточились на менее рискованных столичных рынках. Большинство региональных городов, особенно с населением менее пятисот тысяч, по-прежнему недообеспечено современными торговыми площадями». Эксперт прогнозирует, что в ближайшее время строительство ТЦ в регионах будет вестись очень осторожно.
Регионы, в которых зафиксировано наибольшее падение ставок, в Jones Lang LaSalle не называют. Однако в предыдущих исследованиях компании перечисляются крупнейшие торговые центры, которые введены в эксплуатацию в российских регионах во 2 квартале 2009 года. Это ТРЦ «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону с торговой площадью 52 тысячи кв. метров, и ТЦ «Мегакомплекс Московский» в Самаре с площадью 60 тысяч кв. метров. Можно предположить, что наибольшее падение ставок фиксируется именно в этих регионах.
В компании «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis приводят данные за 8 месяцев этого года: в регионах России (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) было введено в эксплуатацию 609 тысяч общей и 378 тысяч кв. метров торговой площади в торговых центрах против 1,467 млн общей и 906 тысяч торговой площади за аналогичный период 2008 года. Таким образом, сокращение количества вышедших на рынок торговых площадей составило 58%.
Крупнейшими открывшимися торговыми центрами в региональных городах за первые восемь месяцев 2009 года стали ТРЦ «Мега» в Омске общей площадью 130 тысяч кв. метров, вторая очередь ТРЦ «Мегакомплекс Московский» в Самаре общей площадью 80 тысяч кв. метров, ТЦ «Твой дом» в Воронеже общей площадью 80 тысяч кв. метров, ТРЦ «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону общей площадью 75 тысяч кв. метров.
«Региональный рынок торговой недвижимости в полной мере ощутил на себе негативное влияние экономического кризиса, — комментирует специалист отдела исследований «Магазина магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis Андрей Сурков. — Снижение оборотов розничной торговли сказалось на финансовых результатах ритейлеров, которые, в свою очередь, стали активно оптимизировать свои расходы, в том числе настаивая на уменьшении арендной ставки и закрывая нерентабельные магазины. Понижение спроса на торговую недвижимость со стороны розничных сетей спровоцировало падение арендных ставок в среднем на 30-40% за первые восемь месяцев 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года и увеличение доли вакантных площадей в торговых центрах в среднем на 5-7% в зависимости от города. Но стоит также отметить, что наиболее сильные региональные торговые центры в меньшей степени пострадали от экономического кризиса — в них по-прежнему почти полностью отсутствуют вакантные площади», — полагает эксперт. BFM.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.