Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новые положения в законопроекте о торговле грозят повышением цен в РФ
В ближайшую неделю в правительстве состоится совещание, на котором первый вице-премьер Игорь Шувалов должен определить, кто же все-таки будет дальше заниматься проектом федерального закона о регулировании торговли. Об этом вчера сообщил директор департамента госрегулирования торговли Минэкономразвития Павел Волков. Стало также известно, что порог доминирования оптовых торговых сетей предполагается снизить в Москве и Санкт-Петербурге до 5%. Эксперты опасаются, что это обернется новым скачком цен в сетевых магазинах.
Вообще-то внесение в правительство законопроекта о торговле было назначено еще на 1 июня. Документ готовило Минэкономразвития, а соавтором выступила Федеральная антимонопольная служба. ФАС выявила тогда факты давления на производителей и ущемления их интересов со стороны некоторых крупных торговых компаний. Несправедливость торговых взаимоотношений, по данным чиновников ведомства, «прописывалась» даже в некоторых договорах. Поставщик должен был собственными деньгами гарантировать получение продавцом дохода в том или ином объеме. То есть если торговля недополучала прибыль, ее должен восполнить производитель. Понятно, что это отражалось и на кошельке конечного потребителя. В ФАС говорили даже о некоем «входном билете» – платы за попадание товара в торговую сеть. Поэтому было предложено снизить существующий порог доминирования для оптового рынка с нынешних 35 до 20, а потом и до 15%.
Однако потом началось перераспределение полномочий в кабинете министров, и торговый вопрос «завис». Минэкономразвития заявило о передаче законопроекта в Минпромторг вместе со штатными единицами, а там посетовали на отсутствие штатного расписания, поэтому заниматься этой проблемой было некому. Похоже, в ближайшую неделю должна произойти «перезагрузка». До 15 июля вице-премьер Игорь Шувалов определит куратора проекта закона, в котором уже успели появиться серьезные новшества. Так, планируется снизить первоначальный порог доминирования для розничной торговли в Москве и Санкт-Петербурге до 5%.
Чиновники Минэкономразвития считают это логичным и правильным, поскольку обе столицы – особые регионы, где сосредоточена торговля. К тому же появились новые данные, свидетельствующие о недобросовестности сетевиков. По данным источников из службы безопасности одной из сетей, за размещение, например, линейки водочной продукции среднего уровня в некрупном супермаркете, у которого всего несколько магазинов в Москве, производитель должен уплатить 100 тыс. долларов. Из этой суммы половина «проводится» в виде договора на продвижение бренда, а оставшиеся 50 тыс. долларов передаются уполномоченному в супермаркете лицу. И это только часть так называемой ценовой политики, за которую расплачивается потребитель.
Между тем, как считают эксперты, снижение доминирования может дать обратный эффект и привести не к сдерживанию инфляции, а наоборот, к росту цен на продовольствие. Об этом уже предупреждал ранее президент Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис. По его словам, «сетевики» держат наименьшие цены на продукты питания по сравнению с другими предприятиями розницы. Цены у них, уверяет он, на 20% ниже, чем в среднем по стране.
Как заявила «НИ» директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова, законопроект еще нуждается в доработке. В частности, при снижении порога доминирования, по ее мнению, сравнение двух столиц не совсем корректно. По словам эксперта, доля магазинов современных форматов в Петербурге составляет около 70%, а в Москве только – 25–30%. Одной из причин специалист называет использование в Питере административных методов – закрытие множества небольших магазинов, ларьков и мелких точек. «Если к этому добавится еще и дефрагментация рынка за счет очередных административных решений, то последствия будут самыми непредсказуемыми», – прогнозирует г-жа Канунникова.
По ее словам, принятие этих мер повлечет значительный отток интереса инвесторов. А это означает снижение активности на рынке, который только развивается. Небольшие торговые предприятия не смогут сразу заместить крупные. Те же, в свою очередь, будут стараться обходить ограничения путем дробления торговых марок, создавая множество формально независимых юрлиц, а это опять потребует дополнительных расходов. «Это означает, что нас ждет очередной скачок и без того стремительно растущих цен», – добавила г-жа Канунникова. Впрочем, эксперт надеется, что ФАС не допустит подобных экстремальных мер.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.