Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новосозданными ОЭЗ во Владивостоке заменят несостоявшиеся
Лучше зон могут быть только зоны
Объявлено об открытии во Владивостоке новой особой экономической зоны (ОЭЗ) – новая автозона промышленно-производственного типа призвана поддержать экономику автопрома на Дальнем Востоке. Общая схема стимулирования экономической деятельности даже в этом регионе отсутствует и сейчас, Минвостокразвития вчера же объявило о второй попытке согласовать правила работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. На прошлой неделе ведомство возобновило и борьбу за право координировать работу федеральных органов власти в регионе – поскольку все предыдущие попытки с 2011 года не увенчались успехом. Тем временем Минэкономики вчера предложило ликвидировать невостребованное наследство прошлого раунда стройки особых зон: туристическую ОЭЗ на остове Русский и не востребованную из-за отсрочек разработки Штокмана портовую ОЭЗ в Мурманске.
На совещании с вице-премьерами 18 августа премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о создании во Владивостоке очередной ОЭЗ – постановление правительства о ней, пояснил он, подписано на прошлой неделе (опубликовано постановление после совещания). Зона промышленного типа, по словам вице-премьера Юрия Трутнева, позволит создать 3,4 тыс. рабочих мест, при стоимости для бюджетов всех уровней 5,3 млрд руб. до 2024 года она обещает дать поступление налогов в бюджеты в 30 млрд руб. Речь идет об ОЭЗ преимущественно под нужды автомобильной промышленности – совместных инвестициях Mazda и группы «Соллерс» (более 90% ожидаемых вложений), также в сильно меньшей степени (5%) японских и корейских компаний в производство автокомпонентов и логистику автозапчастей. По сути, речь идет об умеренном налоговом и инфраструктурном субсидировании «Соллерса» (ранее – группа «Северсталь») и Mazda (группа Sumitomo) в развитии их дальневосточного бизнеса.
Дмитрий Медведев заявил, что новая ОЭЗ для Белого дома лишь «один из способов развития Дальнего Востока», также кратко обсудил с Юрием Трутневым вопрос о продвижении территорий опережающего развития (ТОР). Затем господину Трутневу был задан вопрос: во Владивостоке «некоторые ведомства предлагают часть зон, в том числе туристско-рекреационных, закрыть». Вице-премьер по Дальнему Востоку пояснил: он в большей степени ориентируется на проект ТОР, но по ОЭЗ ответ даст позже. Сразу после этого на госпортале раскрытия информации о подготовке федеральных НПА был опубликован проект постановления правительства о досрочном закрытии предыдущего крупного проекта ОЭЗ во Владивостоке – туристско-рекреационной зоны на острове Русский.
Несмотря на краткость дискуссии о новой и старой ОЭЗ и о законопроекте о ТОР, было очевидно, что работа правительства по выбору методов и способов стимулирования экономической деятельности и на всем Дальнем Востоке, и во Владивостоке, в частности, по-прежнему не привела к единому решению. Напомним, проект туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский создавался под саммит АТЭС в 2012 году и был увязан с идеей создания на Русском игорной зоны. Но уже в 2011 году было принято решение о размещении после саммита на основе Дальневосточного федерального университета и об отказе от строительства там ряда гостиниц.
Проект игорной зоны в Приморье пытались реанимировать в сентябре 2013 года, когда на Дальневосточном инвестиционном конгрессе было анонсировано соглашение Первой игровой компании Востока (ПИКВ) с компаниями с Summit Ascent Holdings, Melco и Elegant City о крупных инвестициях в будущую зону – причем «неуниверситетская» часть острова Русский, то есть часть туристской ОЭЗ, по-прежнему рассматривалась как один из вариантов размещения игорной зоны. Однако весной 2014 года глава ПИКВ Олег Дроздов был взят под стражу по подозрению в мошенничестве, и далее об этом проекте ничего не сообщалось. Очевидно, в связи с очевидными проблемами игорной зоны туристская ОЭЗ на Русском перспективы потеряла. Впрочем, власти Приморского края по-прежнему не теряют надежды добиться поддержки планов строительства новых и поддержания старых рекреационных объектов на острове – во всяком случае, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский 18 августа объявил о том, что желает объявить остров территорией опережающего развития.
Однако ситуация вокруг ТОР еще более непростая, чем вокруг первой промышленной ОЭЗ во Владивостоке: если последняя (о ней также говорили с 2012 года) создана с отставанием на три месяца от графика (проект постановления правительства об «автомобильной ОЭЗ» Минэкономики выпустило в середине апреля, Юрий Трутнев давал поручения создать ее до 27 мая, затем заявлял об открытии ее не позже 15 июня), то ясности с тем, будет ли ТОР в заявленном объеме существовать вообще, нет до сих пор. В начале 2014 года в правительстве предполагали не учреждать ТОР на месте существующих и не оправдавших себя ОЭЗ. Весной Минэкономики публиковало законопроекты, в которых де-факто предлагало отказаться от идеи «подмены» механизмом ТОР особых зон – а Минвостокразвития анонсировало собственный большой законопроект, объявляющий для будущих ТОР, в том числе на Дальнем Востоке, очень широкий перечень льгот (в том числе налоговых и по платежам в социальные фонды), не предполагающихся для любых ОЭЗ. В мае 2015-го Минвостокразвития даже анонсировало разработку нескольких законопроектов о ТОР на Дальнем Востоке, но все они не дошли до стадии публикации даже предварительного текста проекта. Вчера же министерство вновь анонсировало разработку документов, аналогичных майским,– с теми же названиями.
Но статус и самого Минвостокразвития по сей день остается малоопределенным. Вчера министерство в очередной раз опубликовало проект указа президента о наделении себя функциями координатора деятельности федеральных органов исполнительной власти (как силовых, так и гражданских) и их терподразделений на территории ДВФО. Напомним, с момента первых инициатив по созданию Минвостокразвития (2010 год) все руководители этого ведомства пытались преодолеть сопротивление других министерств в этом вопросе и неизменно неудачно. Юрий Трутнев в февральском интервью “Ъ” предполагал, что министр по Дальнему Востоку Александр Галушка получит все необходимые полномочия в марте 2014 года. В августе 2014-го этого еще не произошло. Нет пока ясности и с финансированием госпрограмм по Дальнему Востоку – очевидно, очередной раунд по определению размера финансирования Белому дому предстоит в сентябре 2014 года при завершении работы над бюджетом на 2015–2017-й. Напомним, Минфин, как и Минэкономики, традиционно скептически относится и к идеям ТОР, и к проектам особых режимов работы дальневосточной экономики.
Впрочем, дело вряд ли только в Дальнем Востоке. Одновременно с предложением закрыть ОЭЗ на острове Русский Минэкономики вчера предложило досрочно ликвидировать портовую ОЭЗ на территории Мурманского порта – как и первая, она была учреждена в 2010 году. В пояснительной записке к проекту отмечается: за время существования мурманской ОЭЗ единственным признаком ее существования был подготовленный областными властями проект развития ОЭЗ и ее планировка на местности: заявок резидентов эта зона за четыре года не дождалась. Неудача проекта во многом объяснима отсутствием продвижений в освоении Штокмановского месторождения – предполагалось, что связанный с освоением арктических залежей газа подъем грузооборота и рост экономической активности сделает оправданным учреждение в Мурманске особой таможенной зоны, ожидалась и интенсификация международных перевозок по Северному морскому пути.
Шансы на то, что ОЭЗ в Мурманске выживет, как и ОЭЗ на Русском, есть. В начале 2014 года областные власти заявляли о планах переориентации проекта ОЭЗ на переработку рыбы: в свете эмбарго на импорт норвежской рыбы зона теоретически может оказаться востребованной, хотя бы на уровне возобновления дискуссий. Впрочем, очевидно, что работающий во всем мире механизм ОЭЗ в России способен функционировать, как и многое другое, исключительно в «ручном» режиме.
Дмитрий Бутрин, Станислав Кувалдин, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.