Декоративное изображение
2 385

Поделиться

Новосибирская и Кемеровская области: Разница - три рубля

НСО и Кемеровская область получают бензин из одного завода, но цены на топливо разные

По данным мониторинга топливных цен с 31 октября по 6 ноября 2011 года, опубликованным на днях Росстатом, самый дешевый бензин в стране продается в Кемерово – в среднем 21,79 рублей за литр. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, что обеспечивает столь привлекательные ценники на кемеровских АЗС, откуда поставляют топливо в КО и НСО, насколько велика конкуренция на местных рынках и как влияет на цены уровень зарплат.

Исследование цен на бензин в крупных сетях АЗС Новосибирской и Кемеровской областей подтвердило правомерность подсчетов Росстатата. Литр АИ-80 в Новосибирске в среднем стоит около 21,9 рублей, АИ-92 – 24, 1, АИ-95 – 26,4, ДТ (зимнего) – 25,7.

Литр АИ-80 в Кемерово стоит около 18.9 рублей, АИ-92 – 22,5 рублей, АИ-95 – 25 рублей, ДТ – 24,5 рублей. Стоит отметить, что некоторые компании г. Кемерово отказались от торговли АИ-80 и ДТ, не имея возможности конкурировать с ценами АЗС «Газпромнефть-Кузбасс».

Игорь Толстиков, директор сети АЗС «Т-Сервис», рассказал НГС.НОВОСТИ, что низкие цены на топливо в регионе обусловлены политикой руководства области, блокирующей рост цен.

«Зачем они это делают? Популизм. Во-первых, скоро выборы. Во-вторых, надо показать себя перед Москвой, что, мол, мы близки к народу.

Руководство нашей области всегда занимало одно из первых мест по пиару – лишь бы премьер косо не посмотрел. А интересы малого бизнеса не учитываются и не учитывались никогда», – говорит он.

Игорь Толстиков также сообщил, что основным поставщиком топлива в Кемеровской области является Омский нефтеперерабатывающий завод, дочерняя компания «Газпромнефть». Как рассказал Евгений Данилов, замдиректора сети АЗС «Хорос», завод является единственным конкурентоспособным поставщиком и в Новосибирской области. «Больше не у кого купить, никто не продает. Раньше нефтепродукты в НСО поставляли Ачинский («Роснефть») и Сургутский («Газпром») заводы – теперь не поставляют. Сургуту вообще дали указание сверху: не отгружать в эту сторону внешним организациям».

По информации НГС.НОВОСТИ, ряд новосибирских компаний закупил нефтепродукты в Уфе по высокой цене, в результате чего на некоторых АЗС АИ-92 стал дороже АИ-95.

В НСО на сегодняшний день наблюдается дефицит топлива. «Во-первых, у «Газпромнефть» отсутствует плановость. Они должны знать потребности региона и соответствующим образом планировать свою деятельность. По моим наблюдениям, они этого не делают, – объясняет причины Евгений Данилов. – Во-вторых, «Газпромнефть» связан договорами о поставках горючего за пределы страны. Они должны их выполнять. Возможности заводов и баз ограничены, им даже собственную сеть в НСО с трудом удается прокормить». По мнению Данилова, в обозримом будущем стоит ждать новых перебоев с поставками топлива – дефицит сильный и продолжительный.

Нехватка горючего зафиксирована и в Кемеровской области. Дефицит начался с апреля и продолжается до сих пор, заявил Игорь Толстиков. «На мой взгляд, объясняется он тем, что, когда началась война в Ливии, завод начал отправлять вагоны в Европу», – полагает директор сети АЗС «Т-Сервис». Кроме того, по информации представителей кемеровского рынка АЗС, поставки в регион резко сократила «Роснефть» – ей-де просто нет смысла подпитывать другие сети в сложившихся рыночных условиях.

Кто определяет, сколько стоит топливо в регионах? В Новосибирской области существует доминирующий субъект «Газпромнефть-Новосибирск» – вертикально интегрированная компания, которая удерживает цены на минимальном уровне, находясь в неравных условиях с другими участниками рынка, полагает Евгений Данилов.

«В Кемеровской области цены регулирует руководство области», – заявил Игорь Толстиков.

Конкуренция на рынке АЗС, по мнению экспертов и участников рынка, в обоих регионах крайне недобросовестная. «Нет конкуренции, – говорит Евгений Данилов. – Частные сети работают в убыток. С кем конкурировать – выживать надо». «Приходится покупать продукт по мелкооптовой цене, а потом продавать его по той же мелкооптовой цене. С учетом дополнительных затрат получается убыток. Иногда вообще приходится продавать дешевле, чем куплено. И это не первый год. Время от времени ситуация улучшается, потом снова проблемы», – заявил представитель частного сектора кемеровского рынка АЗС.

«Кемеровская областная администрация ставит жесткие рамки. «Роснефть» и «Газпром» работают в минус. Мелкий бизнес в минус работать не может, а цены поднимать не дают. Отсюда проблемы с налоговой, с пожарниками, с банками все судятся. Происходит выдавливание мелкого и среднего бизнеса – частные заправки продаются», – описывает ситуацию Игорь Толстиков.

«Прямой связи между уровнем цен – в том числе на топливо – и уровнем зарплат не существует, – пояснил Юрий Воронов, профессиональный экономист и гендиректор консультационной фирмы «Корпус». – Спрос на топливо крайне неэластичен».

По его мнению, вопрос о том, что важнее для установления справедливых цен – сильный административный аппарат или развитый рынок – неправомерен: «Это не классический рынок.

Если ты имеешь машину, значит, ты подписал обязательство покупать бензин. Теория контрактов в действии: не хочешь покупать топливо? Зачем купил автомобиль?

Рынок контрактов существенно отличается от традиционного товарного рынка, особенно когда есть дополнительные опции, вроде системы скидок». Господин Воронов также заявил, что говорить о «справедливой цене» литра бензина некорректно – среди прочего потому, что рынок очень дифференцирован. «Есть локальная привязка: одни заправки на ходу, мимо которых проходит тысяча машин, а есть те, мимо которых проходят сотни. Если установить одинаковые цены, тем, кто стоит на задворках придется тяжело», – говорит он.

Почему цены в НСО и КО так разнятся? «Там договорились, а здесь нет. Речь идет не о рынке товаров, а о рынке договоренностей. Ясно, что Тулеев «Газпрому» не указ – значит, как-то договорились.

Это – тип рынка, интересующий современный экономический процесс. Рынком «купи-продай» наука не занимается уже давно», – сообщил господин Воронов. «Единственное, чем обусловлен низкий уровень цен на бензин в Кемерово – желание администрации области. Иных факторов тут нет», – заявил представитель частной кемеровской сети АЗС, пожелавший остаться неизвестным.

Роман Мун, НГС.НОВОСТИ, Новосибирск

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами