Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Новосибирск: «Покупки стали осмысленными и дорогими»
Новогодние траты новосибирского среднего класса назвали «лучом света» в слабеющей экономике, но ожиданий они не оправдали
Экономисты Citi подсчитали, что российский средний класс потратит на новогодние подарки более 90 млрд рублей. По данным «Финмаркета», по сравнению с прошлым годом расходы выросли на 9 %. Траты среднего класса агентство называет «единственным лучом света в экономике», а российский средний класс – ее главным драйвером для роста. Владельцы и менеджеры новосибирских компаний лишь частично подтверждают правоту экспертов. Как изменилось поведение новосибирцев перед новогодними праздниками, выяснил корреспондент НГС Бизнес.
Более 90 млрд рублей потратит российский средний класс на новогодние подарки в декабре 2013 года. В преддверии Нового года Ситибанк провел исследование о том, как россияне готовятся к праздникам. «На новогодних тратах россиян сказались трудности в экономике, – пишет «Финмаркет». – В нынешнем декабре аналитики банка отметили резкое замедление роста трат: он составит всего 9 %, по сравнению со среднегодовыми значениями. Для сравнения, в прошлом году аналогичный показатель достиг 25 %».
По данным исследования Citi, из декабрьского бюджета россиян на супермаркеты и продуктовые магазины приходится около 12 % от общего объема расходов, на магазины одежды – 11 %, авиабилеты и бытовая техника – 6 % и 5 % соответственно. При этом предновогодняя лихорадка существенно сказалась на росте расходов: на продукты питания россияне потратили на треть больше, чем в среднем по году, а в магазинах одежды оставили на 14 % больше денег, чем обычно.
Аналитики утверждают, что наибольший рост расходов приходится на сектор нестандартных покупок: винных, чайных и игрушечных магазинов, фитнес-клубов и лавок для нумизматов и других коллекционеров.
Главный экономист Citi в России и СНГ Иван Чакаров уверен, что на фоне сложностей, которые экономика России пытается преодолеть в последние два года, потребительские расходы остаются «светлым пятном» с макроэкономической точки зрения. «В целом, мы полагаем, что в ближайшее время расходы потребителей в России будут стабильно высокими, однако темпы их роста в течение ближайших нескольких лет будут замедляться на фоне роста задолженности потребителей и ужесточения требований к банкам, работающим в секторе потребительского кредитования», – резюмирует он.
Несмотря на кризис, новосибирцы с удовольствием наращивают «необязательные» расходы. К примеру, сервис Aviasales, со скидкой на рост популярности своей платформы, фиксирует 10-процентный рост продаж авиабилетов на новогодние даты, несмотря на то, что билеты в это время дорожают на 10–12 %. «Глубина продаж авиабилетов в Новосибирске невелика, – рассказывает представитель Aviasales Янис Дзенис. – Лишь 2 % билетов на новогодние праздники продается более, чем за 6 месяцев до вылета. Почти 60 % билетов раскупают за 30 дней до вылета. Интересно отметить, что на период 10 дней до вылета приходится 27 % всех продаж». При этом специалисты поисковика Aviasales напоминают о том, что раннее бронирование позволяет сэкономить до 30 % от стоимости билета.
Самыми популярными направлениями у жителей Новосибирска (предсказуемо) стали Москва и Санкт-Петербург, также много бронирований по Бангкоку, Праге, Парижу. Среди заказов пользователей попадаются и совсем экзотические Асунсьон и Найроби.
Новосибирцы с большим рвением скупают в продуктовых магазинах фрукты, алкоголь и дорогие мясные продукты. Однако сравнивать расходы сибиряков с прошлогодними тратами представители сетей отказываются.
«Традиционно, в предновогоднее время продажи увеличиваются в 2–3 раза. В этот период все силы сотрудников компании брошены на помощь рознице», – говорит управляющий Западно-Сибирским филиалом компании «Евросеть» Максим Алякринский. По его словам, гаджеты «традиционно считаются одним из самых популярных и желанных подарков на Новый год». В канун праздников потребительский спрос смещается в сторону новинок. Самыми популярными подарками по-прежнему остаются смартфоны и планшеты, во многом благодаря большому выбору новых моделей в различных ценовых категориях и функциональности. Также высокий спрос наблюдается на ноутбуки, фотоаппараты, игровые приставки и аксессуары ко всем группам устройств. «Продажи смартфонов и планшетов в Новосибирске растут темпами, превышающими общероссийские, – подтверждает слова коллеги представитель «Связного» Сергей Тихонов. – Это достигается в том числе и за счет «расширения» рынка смартфонов в ценовом сегменте менее 3 тыс. рублей и снижения средней стоимости устройств».
«В этом году новосибирцы стали покупать подарки немного позже обычного, – знает директор новосибирского магазина Media Markt Евгений Кочкуров. – При этом покупки стали более осмысленные, осознанные и дорогие. Так, средний чек по сравнению с предновогодним периодом прошлого года вырос примерно на 11 %».
Он добавляет, что кроме подарков, перед Новым годом популярны так называемые семейные покупки – крупная бытовая техника и телевизоры. «По сравнению с предыдущим предновогодним сезоном рост показала встраиваемая бытовая техника и пылесосы (+10 %), – объясняет г-н Кочкуров. – Падение можем отметить в категориях ТВ и фотокамерах. При этом телевизоры по-прежнему востребованы, но покупают их не так массово, как в прошлом году, но стоит заметить, что покупают более дорогие модели».
А вот оптимизма экспертов по безудержному росту продаж в секторе дорогих чаев и кофе новосибирские предприниматели не объяснили. Представители сразу двух сетей чайных магазинов заявили, что перед этим Новым годом сократились закупки в корпоративном секторе, а повышенный спрос среднего класса оказался ниже, чем ожидался.
Кирилл Маковеев, НГС Бизнес
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?