Декоративное изображение
2 407

Поделиться

Ночь трезва

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

С 1 сентября в Москве запретят продажу крепкого алкоголя с 22.00 до 10.00

Вчера мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому запрещается продажа алкоголя крепче 15% с 22.00 до 10.00. Запрет не коснется лишь баров и ресторанов. Столичные власти готовы пойти еще дальше и ограничить продажу пива в ночные часы. Участники алкогольного рынка и ритейлеры говорят, что особых убытков это решение мэрии им не принесет, зато теневой рынок производителей и продажа контрафактного спиртного «наладится в момент».

С 1 сентября с 22.00 и до 10.00 в столице нельзя будет купить алкоголь «с содержанием этилового спирта более 15%». Запрет будет распространяться на все розничные магазины и киоски, но не будет действовать в барах, ресторанах и ночных клубах. Собственно, запрет на продажу крепкого алкоголя ночью и утром существует в столице еще с 2006 года. Но все равно в Москве действовало порядка 800 точек продажи алкоголя (6% от общего числа магазинов), которые торговали им «по согласованию с префектурами» столичных округов. Новое постановление такое согласование исключает, а за торговлю крепкими спиртными напитками в ночные часы магазин может лишиться лицензии. «Московские торговцы уже предупреждены о последствиях нарушения запрета на продажу крепкого алкоголя ночью»,— предупредили в правительстве Москвы. По словам заместителя главы столичного департамента потребительского рынка Павла Гордиенко, запрет введен «в связи с большим количеством жалоб от москвичей на шум и драки у магазинов, которые торгуют крепким алкоголем по ночам».

Право устанавливать ограничения во времени продажи крепким спиртным появилось у субъектов РФ в 2006 году, когда вступили в силу поправки к федеральному закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Аналогичные запреты уже действуют более чем в 70 регионах РФ, самый суровый из них — с 20.00 до 12.00 — на Чукотке.

Опрошенные “Ъ” производители алкоголя и ритейлеры заявили, что ночной запрет не вызовет у них особых проблем, однако ожидают, что он спровоцирует нелегальную торговлю алкоголем. «Люди будут знать, что спиртным надо закупаться в определенные часы, вот и все. Так что это бесполезное решение, стимулирующее теневые продажи»,— заявил “Ъ” вице-президент по маркетингу компании «Винэксим» (водка «Путинка») Станислав Кауфман.

«Если запрет скажется на объемах производства, то совсем несущественно. Мы привыкли к запретам на продажу алкоголя, которые бывают, например, во время праздников или футбольных матчей»,— говорит представитель торгового дома «Межреспубликанский винзавод» (водка «Флагман», коньяк «Бастион») Дарья Домостроева. Гендиректор X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Лев Хасис заявил “Ъ”, что «существенного влияния на экономику магазинов запрет не окажет». «Подобные меры позитивно сказываются на криминогенной обстановке,— считает господин Хасис.— Цивилизованному бизнесу запрет не угрожает, но он серьезно поддержит теневой бизнес, каждое такси превратится в алкогольный бутик».

Запретом на крепкий алкоголь столичные власти ограничиваться не собираются. Вчера и. о. начальника департамента потребительского рынка Москвы Валентина Варфоломеева заявила, что ограничения на продажи в ночные часы могут коснуться и пива. «Проблема пока лишь в том, что пиво по действующему закону не отнесено к алкогольной продукции. Но мы не раз обращались в Госдуму с просьбой внести изменения в законодательство»,— заявила она. В Союзе пивоваров России “Ъ” подтвердили, что в федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков на его основе» могут быть внесены поправки, согласно которым запрет на ночные продажи будет введен на федеральном уровне. «Негативная реакция в обществе на шумящих по ночам пьяных есть, это нельзя отрицать. А согласно средневзвешенным данным по рынку, на ночь приходится лишь 1% продаж пива. Так что запрет возможен»,— заявил “Ъ” председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. «Запретить можно все что угодно: это проще, чем развивать малый бизнес и формировать культуру употребления пива»,— не согласен с коллегой глава исполкома этого же союза Вячеслав Мамонтов.

Гендиректор подмосковной дистрибуторской компании «Регион 50» Николай Лаушкин (в Московской области схожий запрет на продажу крепкого алкоголя введен со 2 мая 2010 года), впрочем, заявил “Ъ”, что с мая продажи значительно упали. «На 25–30% в целом, а по элитному алкоголю падение достигает 60–70%,— сказал он.— При этом на маргиналов, на которых и был направлен запрет, он не действует: они к десяти вечера все уже пьяные спят».

Впрочем, аналитики эти показатели не подтверждают. «В большинстве регионов падения продаж крепкого алкоголя от ночных запретов просто нет, а в Подмосковье оно составляет максимум 10%. Но только не пить там меньше стали, а перешли на самогон и контрафакт,— уверен директор изучающего алкогольный рынок центра “Цифрра” Вадим Дробиз.— В России из 140 миллионов населения алкоголь так или иначе употребляет 100 миллионов человек. И только 14% от пьющих находятся в серьезной зависимости. Их запретами не напугаешь, система нелегальных продаж наладится в момент. Мировая практика показывает, что запреты вообще не работают: в двух странах с самыми драконовскими ограничениями, Швеции и Финляндии, розничные продажи за прошлый год выросли на 70%».

«Запрет на ночную продажу крепкого алкоголя — мера хорошая, но не единственная,— заявил “Ъ” главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн.— Должен быть целый комплекс лечебных и пропагандистских мероприятий. А иначе человек, употребляя весь день крепкие напитки, к концу дня перейдет на легкие, что чревато известными последствиями. Мы же реалисты и знаем, что на первых порах так и будет».

Андрей Козенко, Аза Исаева

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами