Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Нижегородское УФАС разберется в рекомендациях властей ритейлерам
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области начало рассмотрение дела в отношении региональной Лицензионной палаты. Антимонопольщики считают, что госорган незаконно рекомендовал торговым сетям довести долю продаж пива местных производителей в общем объеме до 60%. В Лицензионной палате подчеркивают, что рекомендации не обязательны к исполнению, и ссылаются при этом на акцию «Покупай нижегородское», инициированную губернатором.
Как сообщила на вчерашних слушаниях специалист-эксперт антимонопольного управления Тамара Григорян, 16 августа 2007 года в УФАС поступила жалоба индивидуального предпринимателя Сергея Барциховского. Он сообщал, что Лицензионная палата в письме рекомендовала розничным продавцам в течение 2007 года увеличить долю продаж пива нижегородских производителей до 60% в общем объеме. Позднее областная прокуратура передала в УФАС аналогичную жалобу нижегородки Ольги Стаховской, которая посчитала, что рекомендация Лицензионной палаты ущемила ее права как потребителя. Специалисты управления ФАС решили, что действия Лицензионной палаты действительно могут ограничивать доступ на нижегородский рынок розничной реализации пива компаниям из других регионов, и возбудили в отношении госоргана дело по ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе предварительного разбирательства антимонопольщики провели анкетирование более 100 розничных магазинов. Специалисты УФАС опросили продавцов на предмет, как они воспринимают письмо госоргана. По итогам опроса выяснилось, что сотрудники почти половины торговых предприятий намерены следовать рекомендациям Лицензионной палаты, даже если это не отвечает их интересам. Антимонопольщики посчитали, что рекомендации палаты слишком настоятельные и близки к указаниям.
На вчерашних слушаниях начальник управления лицензирования розничной продажи алкогольной продукции Лицензионной палаты Алевтина Богдан настаивала, что письмо ведомства торговым сетям носит рекомендательный характер: «Таким образом, мы попытались исполнить указания губернатора по увеличению объемов производства и реализации пива местных компаний» (в Нижегородской области по инициативе губернатора Валерия Шанцева действует программа «Покупай нижегородское», призванная нарастить долю местных производителей в торговых сетях). Кроме того, отметила госпожа Богдан, палата разослала заявителям дополнительные письма, в которых сообщила, что не настаивает на исполнении своих рекомендаций.
Сами представители торговых сетей объяснили, почему готовы следовать рекомендациям Лицензионной палаты, они также ссылаются на призыв губернатора. «Обычно мы прислушиваемся к рекомендациям госорганов. Как правило, в них есть здравый смысл. Доля нижегородских товаров в наших магазинах уже более 50%», — отметила директор компании ВКТ (сеть магазинов «Райцентр») Елизавета Зудина.
Опрошенные эксперты однозначны в оценках и считают, что соблюдение рекомендаций Лицензионной палаты торговыми сетями приведет к ущемлению прав неместных производителей. «Есть зарекомендовавшие себя мировые брэнды. Полки магазинов можно заполнить и на 100% нижегородским пивом, но будут ли его покупать», — отметил генеральный директор ООО «Ярпиво-НН» Сергей Танчук. «В России единый рынок, на котором должны действовать единые законы. Регулировать региональные рынки местными административными ресурсами неправильно», — отметил председатель исполнительного комитета Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов.
Рассмотрение дела в отношении Лицензионной палаты УФАС продолжит 7 декабря. По данным «Бизнес-Аналитики», по итогам восьми месяцев 2007 года основными игроками на рынке розничных продаж пива в Нижнем Новгороде стали BBH (марка «Балтика», «Ярпиво») с долей 48,2%, Heineken (марки «Окское», «Русич», «Охота») — 35,1% и Sun Interbrew — 9%. По оценкам ИК «Финам», оборот нижегородского рынка розничной продажи пива за этот период — около $260 млн.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?