Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Нижегородский сборщик стеклотары чуть не обрушил бизнес пивоваренного гиганта
Индивидуальный предприниматель из Нижнего Новгорода Алексей Дьячков поставил под угрозу реализацию амбициозного проекта пивоваренной компании «Балтика» по организации сбора использованных пивных бутылок в федеральном масштабе. Предприимчивый нижегородец зарегистрировал на свое имя основной графический символ акции, наносящийся на этикетки бутылок и использующийся также в пунктах приема стеклотары. На основании этого г-н Дьячков потребовал от крупнейших сетей прекратить торговлю продукцией «Балтики» и признать ее контрафактной. Пивоваренный гигант не без труда отстоял право на использование спорного знака на своих бутылках, однако в пунктах приема бутылок подобный знак «Балтика» теперь использовать не сможет — права на него по ряду классов МКТУ остались за г-ном Дьячковым.
Когда 23 июня в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума президент «Балтики» Исаак Шепс подписывал крупномасштабный договор с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, предусматривающий, в частности, поддержку властей в реализации программы пивоваров по расширению сбора использованных бутылок, глава крупнейшего производителя пива в России еще не знал, чем закончится рассмотрение в Роспатенте спора его компании с индивидуальным предпринимателем Алексеем Дьячковым. Нижегородец, с 1999 года зарабатывающий сбором стеклотары, бросил вызов пивному гиганту, потребовав признать за собой права на графический символ инициативы «Балтики» — изображение бутылки с двумя стрелочками, внутри которых содержится надпись «оборотная тара».
Такой символ наносится на контрэтикетку продукции, чтобы информировать потребителя о том, что пустую бутылку можно сдать, а также на пункты приема, чтобы сдающие стеклотару знали, куда ее нести. Пивоваренная компания «Балтика» запустила программу по сбору собственных бутылок с 2004 года. По данным компании, ей удается повторно использовать порядка 35% бутылок, выпущенных в продажу. Компания собирает стеклотару не сама, она подписывает договоры с предпринимателями — владельцами пунктов приемов стеклотары в регионах, а затем выкупает у них собранные бутылки. В настоящее время бутылки для «Балтики» собирают 4500 пунктов по всей России — объемы программы составляют порядка 700 млн вторично использованных бутылок в год.
По мнению экспертов, вторичное использование бутылок не только экономит средства пивоваров, но и может быть маркетинговым инструментом в условиях тотального запрета рекламы пива и прочих алкогольных напитков. Компания может привлечь к себе внимание потребителей, рекламируя не сам товар — пиво, а инициативу по сбору бутылок.
Предприниматель Алексей Дьячков был одним из тех, кто заключил с «Балтикой» договор о поставке использованной стеклотары в 2006 году. Четыре года спустя ему в голову пришла мысль зарегистрировать логотип акции в Роспатенте — сама «Балтика» по непонятной причине этого почему-то не сделала. В мае 2012 года Роспатент удовлетворил заявку г-на Дьячкова, зарегистрировав графический знак «оборотная бутылка» по четырем классам МКТУ — производству алкогольных и безалкогольных напитков, перевозке грузов и приему вторсырья.
Став законным правообладателем, нижегородец приступил к активным действиям против «Балтики». В марте 2013 года с его подачи отдел полиции №6 по Нижнему Новгороду подал исковое заявление к компании «Продукт-сервис» в арбитражный суд — крупному нижегородскому оптовику, снабжающему продуктами, в том числе пивом, магазины крупнейших сетей в Нижнем Новгороде — X5 Retail Group, «О’кей», «Спар», «Магнит» и других. Пивоваренная компания «Балтика» была привлечена к делу в качестве третьего лица. Полицейские вменяли ответчику нарушение ст. 14.10 КоАП — незаконное использование товарного знака, а именно графического обозначения «оборотная бутылка» на контрэтикетках продукции «Балтики».
В ответ пивовары обратились в Роспатент с требованием аннулирования регистрации знака г-ном Дьячковым. По словам пивоваров, этот знак разработали они сами еще в 2004 году — его создателем стал специалист по дизайну компании Константин Одинцов, в доказательство чего компания предъявила копию служебного задания.
Алексей Дьячков тем временем настаивал на обратном. По его словам, спорный логотип разработал он сам еще в 2002 году и использовал его на своих пунктах приема стеклотары и фирменных бланках своей компании.
Юристы пивоваров обращали внимание Палаты по патентным спорам, где рассматривалось это дело, на то, что наличие регистрации спорного знака у нижегородского предпринимателя ставит под удар программу компании по сбору использованных бутылок. «Предоставление правовой охраны товарному знаку №463103 блокирует производство данного проекта и парализует бизнес ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в части производства и реализации продукции с использованием оборотной тары и, как следствие, может привести к закрытию огромного числа пунктов по сбору вторсырья в большинстве регионов Российской Федерации», — говорилось в заявлении «Балтики».
В результате рассмотрения вопроса в Роспатенте 3 июля приняли решение частично удовлетворить требование пивоваров. Алексея Дьячкова лишили регистрации знака по производственным классам, мотивируя это тем, что сам он производством не занимается. Таким образом, «Балтика» имеет право размещать этот знак на своих этикетках, и признать ее продукцию контрафактом не удастся. Вместе с тем у Алексея Дьячкова сохранились права на использование товарного знака по классам «грузоперевозки» и «сбор вторсырья». То есть если «Балтика» впредь станет использовать этот логотип для маркировки партнерских пунктов сбора, то ей придется договариваться с нижегородцем о размерах уплаты роялти.
В «Балтике» РБК daily заявили, что удовлетворены решением патентного ведомства, и выразили мнение, что наличие у г-на Дьячкова регистрации прав по непроизводственным классам не помешает программе компании по расширению кампании по сбору бутылок. Выяснить мнение Алексея Дьячкова по этому вопросу редакции не удалось.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?