Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Nikoliers: объем нового строительства ТЦ в Московском регионе с начала 2024 года оказался почти в два раза выше уровня ввода 2023 года
По прогнозам компании Nikoliers, новое предложение по итогам года может составить 338 тысяч кв. м, что приведет к росту обеспеченности населения торговыми площадями.
Фото: Станковская В./Retail.ru
В 2024 году в Московском регионе наблюдался положительный тренд по развитию рынка торговых центров. По итогам девяти месяцев 2024 г. объем нового предложения в Москве и городах-сателлитах составил 114 тысяч кв. м арендопригодной площади, из них в столице открылось шесть новых торговых центров (85 тыс. кв. м). Таким образом объем нового строительства с начала 2024 г. оказался выше уровня ввода всего 2023 года в два раза. До конца года ожидается открытие еще 17 объектов в Москве и городах-сателлитах (общей площадью 224 тыс. кв. м). Таким образом по прогнозам Nikoliers, новое строительство по итогам года может составить 338 тыс. кв. м.
В 2022—2023 гг. объем нового строительства в Московском регионе стал рекордно низким за все время наблюдений. В текущем году девелоперами заявлено большое количество объектов, но сохраняется вероятность переноса открытия ряда строящихся проектов. Основная причина этого заключается в повышении Центробанком ключевой ставки, которая сейчас составляет 19%: высокая ставка приводит к удорожанию себестоимости строительства новых ТЦ.
По формату открытия 67% приходится на отдельно стоящие торговые центры и 33% площадей — это торговые галереи в составе жилых комплексов (стилобат), МФК и ТПУ. Причина прогнозируемого существенного ввода торговых площадей в 2024 г. — это переносы с предыдущих годов. По оценке Nikoliers, около 50% анонсированного в 2024 г. нового предложения девелоперы должны были сдать в эксплуатацию ранее. Например, проекты ТЦ «Орион», «Первомайский», «Лайнер», «Летний сад», West Mall, Chkalov, «Афимолл Тверская» и др.
Среди крупнейших объектов, ожидаемых к открытию, можно выделить ТЦ Botanica Mall в составе ТПУ «Ботаническая», ТЦ «ЗУМ» в составе ЖК «Зиларт» и ТЦ «Летний сад» в составе одноименного ЖК. За счет этого к концу 2024 г. обеспеченность торговыми площадями может вырасти на 14 кв. м на 1 000 челочек до отметки в 521 кв. м на 1 000 человек.
По итогам III квартала 2024 г. уровень вакантности снизился на 0,3 п.п. относительно II квартала 2024 г. и достиг отметки в 6,9%. При этом наибольший уровень вакантности наблюдался в торговых центрах формата «районный» — 20,3%, в «окружных» торговых центрах — 9,4%, наименьшее значение было отмечено в «региональных» и «суперрегиональных» торговых центрах по 3,9% и 3,4% соответственно. Высокий уровень вакантности в районных торговых центрах связан с тем, что в последние годы основной ввод новых площадей приходится именно на этот формат. По прогнозам Nikoliers, средний уровень вакантности по итогам года может снизиться еще на 0,4 п.п. до отметки в 6,5%.
«В 2024 году в Московском регионе девелоперами анонсирован ввод большого количества новых проектов, особенно по сравнению с прошлым годом. В первую очередь такая активность объясняется тем, что будут введены те ТЦ, сроки открытия которых переносились с 2022—2023 гг. Основные сложности, которые тормозят развитие рынка торговых комплексов в столице и области, вызваны сочетанием ряда факторов: ростом себестоимости строительства, высокой ключевой ставкой и стоимостью проектного финансирования как следствие, а также отсутствием роста арендных ставок — все это негативно отражается на реализации новых проектов», — рассказала директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова.
Nikoliers: турецкие бренды стали лидерами по выходу на российский рынок за 2,5 года
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?