Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Nielsen: индекс потребительского доверия опустился до 63 пунктов
Доля российских потребителей, считающих, что страна выйдет из кризиса в ближайшие 12 месяцев, снизилась до минимального за последние два года значения — 8%.
Индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий настроения онлайн-населения и его ожидания от будущего, в IV квартале 2016 года не поддержал заданную предыдущими двумя кварталами восходящую динамику и вернулся на свою позицию в начале года — 63 пункта.
Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего. Исследование проводилось среди онлайн-потребителей в декабре 2016 года.
«Модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. Экономия во всем стала частью образа жизни, и даже некоторое улучшение экономической ситуации к концу 2016 года не стимулирует активность в отношении трат. Трансформируются привычки и в отношении предпочитаемых магазинов: все популярнее становится формат магазинов у дома, а гипермаркеты, наоборот, теряют аудиторию», - комментирует Марина Ерскова, руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций, Nielsen Россия.
Основной вклад в снижение индекса потребительского доверия в IV квартале 2016 года внесло усиление негативного восприятия текущего момента с точки зрения готовности тратить деньги: 84% респондентов сказали, что сейчас не лучшее время, чтобы совершать покупки (+11 п.п. к IV кварталу 2015 года).
Ожидания от перспектив на рынке труда остаются преимущественно негативными: 80% считают, что ситуация с занятостью в ближайшие 12 месяцев будет «плохой» и «не очень хорошей» (77% в предыдущем квартале, 83% в начале года).
27% потребителей оценивают свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное», при этом доля тех, кто оценивает свои финансы негативно (67%), несколько снизилась по сравнению со значением в начале 2016 года (69%).
Основным источником беспокойств для россиян стала сохранность рабочих мест (15%). По поводу национальной экономики волновались 12% потребителей, 11% переживали из-за растущих цен на еду, 10% — из-за состояния здоровья.
В IV квартале 2016 года 85% респондентов остаются уверенными в том, что экономика страны в кризисе, и 54% считают, что в ближайшие 12 месяцев Россия не выберется из рецессии. Лишь 8% ожидают, что экономика оправится — за последние два года это минимальное значение.
75% потребителей сказали, что сократили свои расходы по сравнению с годом ранее (+2 п.п. к предыдущему кварталу). Лидирующие позиции среди статей экономии сохранила покупка новой одежды (61% в IV квартале 2016 года, +2 п.п. к III кварталу) и развлечения вне дома (59%, +4 п.п. к IIIкварталу). 53% переключились на более дешевые бренды продуктов питания, 49% стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска (+2 п.п. к III кварталу 2016) и столько же — на обновление техники (+4 п.п.).
79% российских потребителей отметили, что в случае улучшения экономической ситуации продолжат следовать той или иной стратегии экономии.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.