Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ни в село ни в ВТО: Что несет Минсельхозу смена имени
Минсельхоз могут переименовать в Министерство продовольственных ресурсов
В правительстве Дмитрия Медведева Министерство сельского хозяйства получит не только новую структуру, в частности, вновь переданное в его подчинение агентство по рыболовству. Как стало известно “Ъ”, существовавший с 2000 года Минсельхоз может быть переименован в Министерство продовольственных ресурсов. Это поможет при продвижении российских товаров на зарубежные рынки после присоединения России к ВТО: западным партнерам название «Минсельхоз» может показаться слишком архаичным.
О том, что Министерство сельского хозяйства РФ может поменять название, “Ъ” сообщили сразу несколько участников рынка. Источник “Ъ” в аппарате правительства подтвердил, что «такая возможность рассматривается, но окончательного решения пока не принято». По его словам, «обсуждается, изучается структура и названия профильных министерств других стран». В частности, США, Канады, Норвегии, Японии и Мьянмы (бывшая Бирма). Пока в качестве наиболее вероятного рабочего названия рассматривается Министерство продовольственных ресурсов с аббревиатурой МПР и, как вариант, Министерство пищевой промышленности – Минпищепром.
В пресс-службе Минсельхоза вчера отказались официально подтвердить или опровергнуть возможный ребрендинг, сославшись на то, что «документы по этому вопросу еще не готовы и комментировать его пока преждевременно». По информации источника “Ъ” в министерстве, проработкой предложений сейчас занимается департамент управления делами, а курирует этот вопрос статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков. Сам господин Петриков вчера был недоступен для комментариев.
Смену названия в самом Минсельхозе объясняют «расширением полномочий и тем, что ведомство уже давно занимается регулированием не только сельхозтоваропроизводителей, но и сферы переработки». В соответствии с указом президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая, Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), до сих пор подчинявшееся напрямую правительству, переходит в подчинение Минсельхоза. В связи с переподчинением, как сообщил вчера глава агентства Андрей Крайний, он сам переходит в министерство в должности заместителя министра и продолжит курировать отрасль (см. блицинтервью на стр. 12).
Эксперты связывают ребрендинг Минсельхоза не столько с присоединением к нему Росрыболовства, сколько с общим расширением функций и полномочий сельскохозяйственного министерства. Участники рынка ожидают, что ведомству в том числе могут быть переданы полномочия по регулированию пищевой промышленности в целом. «Это должно быть тесно связано с расширением мандата министерства и с тем, что оно в конечном итоге будет регулировать. Будет ли ведомство, до сих пор преимущественно защищавшее интересы производителей, сельхозтоваров, проводить свою политику с учетом интересов бизнеса?» – говорит проректор ГУ «Высшая школа экономики» Андрей Яковлев.
То, что министерство в последние годы готовилось к этому шагу, подтвердил источник “Ъ” в Минсельхозе: «Мы плотно работаем с различными отраслевыми ассоциациями, которые представляют интересы не только производителей сырья, но и крупных отраслевых компаний».
В целом участники рынка одобряют идею ребрендинга, считая, что производство сырья и переработку нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. «Нужно сделать из министерства то, чем оно, по сути, является. Сейчас многие отрасли относятся отчасти к его ведению, но в целом за то, что там происходит, никто не отвечает»,– говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
«У нас есть ущербное мнение, что Минсельхоз – это только сельхозпроизводство, тогда как охват гораздо шире, и это все, что связано с производством продуктов питания»,– говорит председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко. По его мнению, слово «продовольствие» в том или ином виде должно быть обязательно отражено в названии ведомства. «Это может быть министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов или как-то иначе, но оно должно ассоциироваться со всем, что съедобно, а не только с сырьем»,– уверен господин Даниленко.
Расширение полномочий Минсельхоза участники рынка связывают и с необходимостью защиты российского агропромышленного комплекса в свете вступления в ВТО, и с необходимостью продвижения российских товаров на западные рынки. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, поставками пищевых продуктов на территорию России могут заниматься более 3500 фирм, тогда как доступ к рынкам стран Евросоюза имеют не более 15 компаний. «Для того чтобы продвигать товары на западные рынки, необходим один сильный орган. Которым может стать Минсельхоз. Это логично. Особенно учитывая присоединение и взаимодействие в рамках ВТО»,– считает господин Гудков.
Впрочем, ряд экспертов придерживаются мнения, что усиление, в частности и с помощью названия, Минсельхоза может вызвать у западного сообщества обратную реакцию. «Это мобилизационная формулировка, из наркомовских времен, когда был наркомат боеприпасов и прочее. На мой взгляд, это может быть воспринято негативно,– считает Михаил Дымшиц.– Важно, чтобы они не говорили, чем торговать в магазине и что есть. Не вмешивались в структуру продаж и хранения».
По словам источника “Ъ” в Минсельхозе, вопрос о переименовании ведомства может быть рассмотрен после утверждения правительством структуры и полномочий министерства и улаживания связанных с этим формальностей, в августе-сентябре этого года. Новую структуру министерства правительство планирует рассмотреть на заседании в четверг.
Светлана Ментюкова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?