Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
NF Group: доля ритейла в строящихся в Москве бизнес-центрах классов Prime и, А достигает в среднем 10%
По данным исследования консалтинговой компании NF Group и девелопера Stone, по состоянию на конец марта 2025 года в действующих бизнес-центрах Москвы классов Prime и, А доля инфраструктурного ритейла в среднем составляет 4% от офисных площадей, в то время как в строящихся объектах средний показатель в 2,5 раза выше — 10%. Основной спрос формируют рестораны, столовые и кофейни — на них приходится 50% всех новых открытий 2024 года. Заполняемость помещений ускоряется: уже в первый год после ввода в эксплуатацию арендаторами может быть занято до 50% площадей.
BearFotos/Shutterstock/Fotodom
На фоне урбанизации и запросов на комфорт в рабочей среде развивается тренд на локализацию потребления: сотрудники стремятся решать повседневные задачи — от обеда до покупок — рядом с офисом. Девелоперы реагируют на спрос, увеличивая долю инфраструктурного ритейла: в новых проектах, планируемых к вводу в 2025—2026 гг., где офисы предлагаются только на продажу, доля заявленного инфраструктурного ритейла выше, чем в среднем по рынку и составляет в среднем 10%. После завершения строительства данных объектов среднерыночная доля инфраструктурного ритейла вырастет с 4 до 6%.
Ввиду высокого спроса на инфраструктурный ритейл в качественных бизнес-центрах срок экспозиции таких помещений в целом по рынку стал снижаться, а темпы заполнения расти. В классическом сценарии в первые два года после завершения строительства вакантными оставались в среднем 85% и более площадей инфраструктурного ритейла, а через три года и более заполняемость достигала оптимальных 85–100%. В рамках растущего спроса в среднесрочной перспективе объекты будут достигать максимальных показателей заполняемости в течение первых двух лет. В ряде случаев благодаря продуманной коммерческой концепции и подготовке помещений под нужды арендаторов, уже в первый год после ввода в эксплуатацию инфраструктурный ритейл может быть заполнен наполовину и более.
Существенное преимущество нового формата ритейла — гибкость площадей. В составе офисных центров классов Prime и, А основной объем предложения представлен помещениями площадью 100–200 кв. м (24% всего предложения), востребованными у нишевых гастроконцепций, кофеен, а также операторов с долгосрочной моделью бизнеса. Также отмечается высокая доля помещений площадью 300–500 кв. м (17%), спрос на которые в БЦ сформирован преимущественно заведениями общественного питания. Блоки площадью более 1 тыс. кв. м составляют всего 2% предлагаемого объема (фитнес-клубы, фуд-холлы).
Ключевыми объектами инфраструктуры в БЦ являются заведения общественного питания (57%), арендаторы из сферы красоты и спорта (18%) и банковские учреждения (6%). Из операторов услуг в бизнес-центрах преимущественно встречаются химчистки, страхование, турагентства, ателье. За год основная структура арендаторов существенно не изменилась.
Сегмент общественного питания наполовину сформирован классическими кафе и ресторанами; почти ¼ предложения — столовые и буфеты, как сетевых операторов, так и локальные; еще 15% всех гастрономических площадей — это кофейни (полноценный формат, кофе-поинты с посадкой, заведения формата to go). Из прочих концепций общественного питания представлены небольшие кулинарии, сетевой фаст-фуд («Вкусно и точка», Carls Junior, «Теремок»), реже — фуд-холлы (в действующих офисных центрах это Eat Market Алкон и «Kitchen Garden Технопарк»). В наименьшей степени представлены пекарни и бары (по 1–2%).
Особенно заметен был рост количества кофеен и ресторанов: 43% и 32% всех новых гастрономических открытий за год пришлось именно на них. Рестораны активно открываются в том числе благодаря привлекательности новых проектов — техническая оснащенность, летние веранды, предсказуемый трафик из платежеспособной офисной аудитории. Также примечательно, что ни одна кофейня не закрылась в отчетный период, что свидетельствует о стабильном спросе со стороны арендаторов и конечных потребителей. Открывались и анонсировали открытия такие сетевые заведения, как «Дринкит», ABC Coffee Roasters, Tea Hero и прочие.
Арендные ставки на помещения инфраструктурного ритейла варьируются в широком диапазоне — от 35 000 до 159 000 руб./кв. м/год (вкл. НДС). Средневзвешенная ставка составляет 67 010 руб./ кв. м/год. Несмотря на разнообразие форматов, ставки на качественные площади в новых проектах сопоставимы или превышают значения в ключевых торговых коридорах Москвы.
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

О ключевых достижениях и точках роста сети гипермаркетов «O’Kей».