Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Несовершенство налогового законодательства тормозит развитие технологии trade-in при продажах автомобилей
Несовершенство налогового законодательства тормозит развитие технологии trade-in при продажах автомобилей и загоняет значительную часть бурно растущего вторичного авторынка в тень. В конце прошлого года многие специалисты обещали, что именно в 2007 году начнется бурное развитие trade-in – продаж сданных в дилерские автоцентры подержанных машин с зачетом их цены при покупке новых. По прогнозам PriceWaterhouseCoopers, к 2010 году объем этого сегмента рынка подержанных автомобилей должен увеличиться в пять раз и достигнуть 1 млн машин.
Однако прогнозы, построенные на основе опыта дилерского автобизнеса развитых стран, не учитывают особенностей российского налогового законодательства, которое делает сделки с участием юридического лица на рынке вторичных продаж автомобилей менее выгодными по сравнению с частными продажами, освобожденными от уплаты НДС. И хотя российский рынок подержанных автомобилей действительно растет, причем настолько стремительно, что порождает дефицит меняемых при перерегистрации номерных знаков, обещанный бум trade-in в дилерских автоцентрах пока не начался. Вынуждая игроков использовать частные продажи и обходные схемы, несовершенство налогового законодательства не только снижает налогооблагаемую базу бурно растущего рынка подержанных автомобилей, но и тормозит его развитие как цивилизованного и прозрачного бизнеса.
Все люди как люди
Trade-in помогает автопроизводителям решать сразу две важнейшие задачи – стимулировать продажи новых машин и расширять клиентскую аудиторию марки за счет покупателей, у которых не хватает денег на новый автомобиль. Поэтому производители больше всех заинтересованы в развитии этой схемы продаж и понуждают дилеров активно ею заниматься.
На развитых рынках, где на продаже новых автомобилей в основном зарабатывают сами автоконцерны, дилеры также заинтересованы в trade-in. Они получают прибыль от сервиса и сопутствующих услуг, а маржа дилера при продаже подержанных машин в среднем в три раза больше, чем при продаже новых. Поэтому дилерские сети играют значительную роль на рынке подержанных автомобилей и способствуют формированию цивилизованных правил игры и необходимой инфраструктуры вторичного рынка. Основанные на информации о стоимости реальных сделок европейские каталоги вторичного рынка AutoSchwacke и Eurotax позволяют игрокам отслеживать конъюнктуру и оценивать стоимость конкретного автомобиля, исходя из среднестатистической цены продажи с учетом года выпуска машины, комплектации, пробега и технического состояния.
В России рынок подержанных автомобилей до сих пор построен на частных продажах, а потому хаотичен и криминализован. Основная часть машин продается на авторынках или по объявлениям, где нередко встречаются автомобили сомнительного происхождения, с неизвестным пробегом и скрытыми дефектами. Из-за недостатка и искажения информации до сих пор отсутствуют действенные способы оценки остаточной стоимости подержанных автомобилей. Существующие в России базы данных по ценам на автомобили с пробегом основаны не на результатах реальных сделок, а на мониторинге объявлений о продаже, то есть отражают только цену продавца.
Для того чтобы в России сформировался современный рынок автомобилей с пробегом, необходимо перехватить инициативу у мелких структур и предпринимателей, что могут сделать только крупные дилерские компании. Однако пока они не торопятся это делать и имеют для такого поведения свои резоны.
Когда некогда
В условиях когда спрос на новые автомобили в России превышает предложение, подавляющее большинство дилеров сосредоточено исключительно на продажах и обслуживании новых машин. Движущей силой развития trade-in сегодня является часть клиентов, которые уже не хотят при покупке нового автомобиля самостоятельно заниматься продажей старого, стараются сэкономить время и избежать дополнительных рисков. Ради получения комплексной услуги по купле-продаже они соглашаются даже с более низкой ценой (на 10−15% ниже, чем в среднем по рынку), сдавая автомобиль в дилерский центр.
Чтобы привлечь эту категорию клиентов, большинство дилеров принимают в зачет ликвидные автомобили любых марок, рассматривая продажу подержанных машин как дополнительную услугу. Но услуги trade-in занимают всего около 5−10% в общем обороте дилерских центров и потому не считаются интересным и важным направлением. Принятые в зачет подержанные машины большинство дилеров выставляет на открытых площадках или просто на парковке, а их продажей зачастую занимаются между делом продавцы новых автомобилей. Лишь в некоторых автоцентрах есть менеджер, который продает только автомобили с пробегом.
Большинство дилеров понимают, что услугу trade-in нужно развивать, но пока выжидают. Руководитель отдела развития управляющей компании «Мега-Авто» Анна Либерова в связи с этим заметила, что «планы по развитию trade-in в сравнительно недавно открытых автоцентрах сдерживаются ограниченностью клиентской базы и нежеланием замораживать средства. При расширении клиентской базы возможность брать машины в зачет и быстро их сбывать увеличивается». Лишь крупные московские сетевые игроки в своих новых автоцентрах предусматривают специальные шоу-румы для подержанных машин. В недавно открытом петербургском центре «Аларм-Моторс Юго-Запад» такая площадка размещена на крыше.
Не имея возможности объективно оценить остаточную стоимость подержанных автомобилей, дилеры опасаются дополнительных рисков и зачастую выкупают машины только у своих старых клиентов, которым когда-то сами их и продали. По этой же причине банки кредитуют покупателей подержанных автомобилей под повышенный процент. Однако главным препятствием на пути развития их продаж через салоны официальных дилеров в России является налоговое законодательство, вынуждающее дилеров платить НДС с полной стоимости продаваемой машины, а не с суммы, вырученной при продаже.
Налоговый туман
В принципе, проблема дополнительного налогообложения при trade-in решается и сегодня, но – по-российски. Большинство дилеров при оформлении сделки купли-продажи подержанного автомобиля полностью налоги не платят. У каждой компании есть свои способы ухода от налога.
Даже когда по факту автомобиль как бы выкупается и владельцу предоставляется новый с доплатой, на самом деле подписывается комиссионный договор, на основании которого салон принимает машину для последующей продажи. Пока автомобиль стоит в салоне у дилера, он хозяина не меняет, соответственно, не платится и налог. Таким образом, принимая машину на комиссию, автоцентр фактически лишь предоставляет торговую площадку и выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем, получая за свои услуги комиссионные. В ходе комиссионной сделки дополнительного налогообложения не возникает, поэтому 90% салонов работают именно по этой схеме.
Другой способ – оформление договора мены. Покупая новый автомобиль, клиент платит «живыми» деньгами лишь разницу в стоимости новой и старой машины, которую он сдает дилеру. С этой суммы и начисляется НДС. На сумму, равную стоимости подержанной машины, дилер оформляет договор мены. С нее налог платится при продаже автомобиля новому клиенту. Таким образом, ни в первом, ни во втором случае налог с подержанной машины автосалон не платит вовсе.
Не все компании хотят строить бизнес trade-in на относительно законных, а то и вовсе «кривых» схемах. Некоторые импортеры понимают ситуацию и оказывают своим дилерам поддержку, компенсируя дополнительные затраты на выкуп машин. В частности, у российского импортера автомобилей Renault есть специальная программа по поддержке выкупа дилером подержанных автомобилей. Но справедливости ради заметим, что в 2006 году объем продаж по этой программе составил всего 800 машин. Тем не менее Renault намерен программу развивать и собирается увеличить число участвующих в ней дилеров.
Заграница нам поможет В последнее время крупные дилерские группы, которые планируют свою работу на годы вперед, все же решились и начали создавать подразделения и компании по продаже подержанных автомобилей. Видимо, они поняли, что через три-четыре года, когда бум, наблюдаемый сегодня на рынке продаж новых автомобилей, закончится, на лидирующих позициях окажутся те игроки, бизнес которых будет лучше подготовлен к работе на вторичном рынке.
Весной этого года дилерский холдинг «Рольф» назвал развитие бизнеса по продаже подержанных автомобилей одной из своих стратегических задач и объявил, что за три ближайших года намерен стать лидером на этом рынке. Для достижения этой цели планируется запустить новый суббренд BlueFish и уже в этом году опробовать проект на продаже автомобилей Mitsubishi.
Руководитель проекта BlueFish Григорий Рац поясняет: «Бизнес нашей компании – дистрибуция автомобилей с пробегом, которая включает их покупку, предпродажную подготовку и продажу через партнеров». На начальном этапе предполагается сотрудничество с тремя московскими дилерскими центрами «Рольф», где технология BlueFish будет оттачиваться. По окончании тестового периода к программе BlueFish подключатся все остальные дилерские центры «Рольф» в Москве и Санкт-Петербурге, а в дальнейшем компания планирует выйти на региональные рынки.
Представляется, что активизация игроков дилерского бизнеса связана с надеждой на скорое изменение налогового законодательства в части уплаты налогов со сделок trade-in. Еще в конце прошлого года комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса обратился с соответствующим предложением в правительство.
Если ситуация с налогообложением trade-in будет развиваться в общепринятом направлении, в выигрыше останутся все. Покупатели подержанных машин, для которых эта услуга станет более доступной, смогут приобретать автомобиль с пробегом у дилера, где он проходит проверку, предпродажную подготовку, на него дается гарантия. Выиграют и дилеры, которые смогут более цивилизованно работать с зачетными схемами для покупателей новых автомобилей и получат новый и перспективный источник дополнительного дохода. Не останется внакладе и государство, которое выиграет за счет увеличения налоговых поступлений от быстрорастущего рынка подержанных автомобилей. Так что чем скорее закончится «трудное детство» российского trade-in, тем лучше.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?