Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Нелегальный алкоголь занимает в РФ половину рынка во многом за счет ценовой политики
В конце прошедшей недели Счетная палата России направила в Государственную Думу и Совет Федерации аналитическую записку, посвященную эффективности действующей системы взимания акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Результаты анализа показывают: объемы легальной реализации водки и ликеро-водочных изделий на протяжении последних трех лет не превышают 137 миллионов декалитров (дал) в год. При этом, как подсчитал Росстат, среднегодовой объем реализации алкогольной продукции через розничную сеть составил в 2006 году около 212,2 миллиона дал. Иными словами, около 50 процентов общего объема рынка приходится на нелегальную продукцию. Бюджет страны теряет в связи с этим от 45 до 55 миллиардов рублей ежегодно.
По мнению аудиторов СП, впечатляющие объемы нелегального оборота обусловлены проводимой на алкогольном рынке акцизной и, соответственно, ценовой политикой. Так, основную долю в цене водки составляют косвенные налоги и сборы (более 55 процентов - акцизы, с учетом НДС - более 70 процентов). Постоянный рост их ставок вызывает увеличение цен на легальную продукцию. При низкой покупательной способности населения это способствует уходу рынка в тень. При этом постоянный рост акцизов "не увеличивает их поступление в бюджетную систему".
Эксперты СП предлагают отказаться от взимания акциза на спиртосодержащую и алкогольную продукцию и брать его только с этилового спирта. Таким образом, по их мнению, уменьшится количество схем уклонения от его уплаты.
Независимые эксперты с выводами Счетной палаты в принципе соглашаются. "Давление, которое оказывают на рынок нелегальная водка и суррогаты, а также повышение цен на последнюю автоматически переводит большую часть рынка в тень, поскольку немалый потребительский спрос приходится на водку по цене 35-50 рублей за бутылку и суррогаты по 15-20 рублей", - говорит аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий.
- Снижение акциза на крепкий алкоголь позволило бы легальной водке конкурировать с нелегальной по цене, что сделало бы теневое производство экономически невыгодным (суррогаты вне любой конкуренции), - уверен пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. - Правда, доступность крепкого алкоголя - это дальнейшая алкоголизация населения. Здесь очень нужна комплексная взвешенная политика, проводимая единым государственным органом.
Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) в свое время активно лоббировал идею о снижении ставки акциза до 100 рублей за литр чистого спирта (по сравнению с действующими 162 и запланированными на следующий год 173 рублями). Соответствующие предложения поступали в правительство, в минфин, в ФНС, однако ответа на них получено не было. Между тем, по расчетам СПАП, снижение акциза до 100 рублей уменьшило бы стоимость бутылки водки до 48-50 рублей.
Формально в стране уже давно найден способ контроля за оборотом спирта - Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции, призванная учитывать каждую каплю алкоголя. Однако из-за бесчисленных организационных, законодательных, технологических сбоев сроки ее введения в полном объеме постоянно переносятся. Окончательный запуск системы в очередной раз отложен до 1 ноября.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?