Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Навстречу дефляции
Цены в августе еще прирастали Москвой, импортом и нефтью
Согласно Росстату, подогретая регулируемыми тарифами на услуги в Москве, дорожавшим импортом и нефтепродуктами, инфляция в августе прибавила 0,1%, стабилизировавшись на уровне 6,5% в годовом выражении. В первую неделю сентября цены не росли, опустив показатель до 6,3% в годовом выражении. В сентябре сезонная дефляция, вероятнее всего, позволит показателю войти в рамки целевых ориентиров на 2013 год, а ЦБ – торжественно снизить ставки.
Хотя консенсус аналитиков сходился на нулевом росте инфляции в августе, а прогнозы Минэкономики менялись в границах от 0,2% до нуля, потребительские цены «выбрали» середину, увеличившись за месяц на 0,1%. Сезонные фрукты и овощи, по данным Минэкономики, дешевели медленнее, чем в августе 2006–2012 годов (на 11,7% против 14%), и не смогли компенсировать всплеск цен на импортные продукты, вызванный девальвацией рубля. В результате продовольствие за август подорожало на 0,7%, а без учета овощей и фруктов – на 0,6% против 0,3% в июле.
Похожие «сдвиги» можно было наблюдать и в инфляции непродовольственных цен, которые разогнались с 0,1% в июле до 0,5% в августе. Причина в том же импорте и увеличении цен на бензин «в связи с сезонным ростом спроса на фоне повышения цен на нефтепродукты на мировом рынке и ослабления рубля», поясняют в Минэкономики. Впрочем, цены на бензин стали заметно прибавлять еще в июле под предлогом повышения акцизов. Однако основной причиной их ускорения в августе стало увеличение экспорта топлива нефтяными компаниями на фоне традиционного летнего роста спроса на внутреннем рынке. Оптовые цены на бензин подпрыгнули на 30%, что позволило нефтяникам отыграть вялую ценовую динамику в первой половине года из-за поставок топлива из Белоруссии.
Подогревали августовскую инфляцию и услуги. Увеличение регулируемых тарифов ЖКХ, к которому с 1 августа присоединилась предвыборная Москва, подогрело до 0,9%. Между тем с начала индексации тарифов госмонополий в июле (за месяц стоимость услуг подскочила на 3,1%) по 26 августа тарифы выросли на 9,9%, тогда как их предельное увеличение ограничено 10%, отмечают в Минэкономики. Исходя из еженедельного мониторинга цен Росстата, в первую неделю сентября услуги ЖКХ уже не дорожали.
По итогам августа потребительские цены стабилизировались на уровне 6,5%, но уже по итогам первой недели сентября замедлились до 6,3%. Риски их ускорения сохраняются. Компании могут начать активнее увеличивать отпускные цены в ответ на рост тарифов и импорта. Более того, осенью, с уходом НПЗ на ремонт, стоимость бензина может продолжить расти, особенно учитывая тот факт, что из-за калийного конфликта с Белоруссией поставки бензина с местных заводов в Россию находятся под вопросом. Но вероятнее всего, такие риски будут нивелированы дальнейшим удешевлением продовольствия. «Инфляция будет меньше 6% уже в сентябре. Мы ожидаем падения цен на 0,2–0,3% за месяц»,– считает Дмитрий Полевой из ING Russia.
В результате темпы роста цен в ближайшее время войдут в целевой ориентир ЦБ на 2013 год, который составляет 5–6%, тогда как базовая инфляция по итогам августа уже опустилась до 5,5%. В случае ее устойчивого снижения регулятор обещал перейти от «умеренно жесткой» к «нейтральной» монетарной политике. В своих последних комментариях глава ЦБ Эльвира Набиуллина признавала, что затухающий рост цен создает «окно возможностей» для умеренного снижения ставок (не более 25 процентных пунктов). Вероятно, такое решение будет принято уже на сентябрьском заседании совета директоров ЦБ с целью продемонстрировать озабоченность состоянием деловой активности. Впрочем, госпожа Набиуллина признает, что это не поможет экономике: «Нынешнее замедление имеет в основе не циклический, а структурный характер. И методы лечения должны быть структурными».
Алексей Шаповалов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?