Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Настроение ритейлеров улучшилось
Начало года характеризовалось снижением потребительской активности в секторе домашних хозяйств и предпринимательской активности в реальном секторе. Как эти тенденции повлияли на сектор розничной торговли?
Несмотря на некоторые негативные тенденции, ряд признаков указывает на продолжение восстановительных процессов в отрасли. Однако, согласно аналитическому материалу Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики о состоянии деловой активности организаций розничной торговли в I квартале 2010 г. и ожиданиях предпринимателей на II квартал 2010 г., пока особых поводов для оптимизма нет. Несмотря на преодоление острой фазы кризиса, динамика основных показателей оставалась довольно неустойчивой и легко подвергалась дестабилизирующим процессам, а это, в свою очередь, в определенной мере дополнительно накладывало ограничение на развитие торговых организаций.
В начале 2010 года большинство компаний в ритейле сократили оборот розничной торговли и объем продаж в натуральном выражении. Поэтому они продолжают испытывать проблемы, из-за чего вынуждены сокращать персонал.
Несмотря на меры правительства и бизнеса по минимизации кризисных явлений на рынке труда, «кадровый вопрос» в торговых организациях вновь оказался одним из самых острых. В результате значение баланса оценок динамики численности занятых составило –12%, что на 3 п.п. ниже, чем кварталом ранее (–15% в I квартале 2009 г.).
Наиболее активно сокращения проводились в сфере непродовольственного ритейла. В то же время, продуктовые магазины не были так сильно подвержены этим проблемам. Это означает, что потребители и в ближайшем будущем будут сохранять склонность к сбережению и приобретать преимущественно продовольственные товары, а также товары первой необходимости. По всей видимости, процесс коррекции на рынке труда еще далек до завершения, что, в свою очередь, будет дополнительным ограничением в развитии торговых организаций в краткосрочном периоде.
Главным негативным фактором большинство предпринимателей в розничной торговле назвали «недостаточный платежеспособный спрос» (54% респондентов). Однако впервые за последний год отметилось снижение важности этого фактора.
Кроме того, о наметившихся позитивных тенденциях свидетельствует восстановление доверия между банками и предпринимателями. Все реже бизнесмены отмечают негативную роль таких факторов, как «высокий процент коммерческого кредита» и «сложности его получения».
Эти перемены положительно повлияли на финансовое положение организаций. В первые месяцы 2010 г. предпринимателям удалось замедлить темпы сокращения прибыли и сохранить на уровне предыдущего квартала темпы сокращения собственных финансовых средств.
Кроме того, настроение предпринимателей улучшается. Несмотря на ряд отрицательных тенденций, в I квартале 2010 г. индекс предпринимательской уверенности сохранил значение предыдущего квартала и составил +7%.
Однако снижение потребительской активности ухудшило динамику объемов продаж и оборота розничной торговли торговыми организациями, реализующими как продовольственные, так и непродовольственные товары.
Таким образом, учитывая сложившийся деловой климат в данном секторе экономике, можно утверждать, что в среднесрочной перспективе динамика розничного товарооборота, объема продаж в натуральном выражении и ситуация с численностью занятых будет развиваться синхронно с потребительской активностью и соответственно с темпами роста доходов населения.
В докладе использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей более 4.2 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России, проводимых Федеральной службой государственной статистики.
finam.info
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?