Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Налоговики и компании разошлись в оценке реальности
ФНС еще не видит стагнации спроса, фиксируемой бизнесом
Глава Федеральной налоговой службы, подводя итоги первого полугодия 2011 года, заявил о первом после кризиса реальном росте налоговых поступлений в бюджет и перевыполнении плана на 2%. Но если налоговики убеждены, что компании будут уверенно улучшать финансовые показатели в течение оставшегося полугодия, то независимые исследования деловой среды указывают на противоположные тенденции.
По оценкам Федеральной налоговой службы (ФНС), в первом полугодии 2011 года реальный объем налогов, поступивших в бюджет, впервые превысил докризисный уровень января—июня 2008 года на 6%. «Мы посчитали, что бы мы имели сейчас при сценарных условиях первого полугодия 2008 года, принимая во внимание среднюю стоимость нефти $105 за баррель, индекс потребительских цен к 2008 году и изменения налогового законодательства (амортизация была изменена с 10 до 30%)»,— пояснил глава ФНС Михаил Мишустин, подводя в прошедшую пятницу итоги полугодия. В годовом выражении объем администрируемых ФНС поступлений в консолидированный бюджет за первую половину 2011 года увеличился на 28%, до 4,8 трлн руб. Быстрее всего увеличились сборы НДПИ (на 42% при среднемесячной цене Urals $108,2 за баррель). Поступления НДС и налога на прибыль предприятий увеличились одинаково — на 37% (напомним, по данным Росстата, чистый финансовый результат российских компаний в январе—мае 2011 года в годовом выражении вырос на 45%).
«Считаю, что с точки зрения эффективности для казны ФНС — очень эффективное ведомство,— похвалил свою работу господин Мишустин.— По данным на начало года, каждый налоговый инспектор в среднем приносил в казну 42 млн руб.». При этом глава налоговой службы уточнил, что ведомство в соответствии с поручением президента «проводит масштабное сокращение служащих»: уже сокращено 5 тыс. человек, тогда как всего штат ФНС планируется сократить на 20%, 34 тыс. человек. Вместе с сокращением штата за последний год число выездных проверок снизилось на 15%, их эффективность выросла на 4%. Похоже, Михаил Мишустин всерьез убежден либо в существенном росте эффективности работы налоговиков, либо в незыблемом увеличении финансовых показателей российских компаний. «Мы понимаем, что мы его (бюджет.— «Ъ») исполним, видим по тенденциям»,— заявил он, доложив о выполнении плана на январь—июнь на 52%.
Данные независимых исследований не позволяют разделить оптимизм господина Мишустина. Результаты опубликованного на прошлой неделе исследования «Грант Торнтон Интернешнл» препятствий для ведения бизнеса свидетельствуют, что наибольшее негативное воздействие на российские компании сейчас оказывают «госрегулирование и бюрократия». Если в первом квартале 2011 года на этот фактор как на основную проблему ведения бизнеса указывал 41% респондентов, то во втором квартале 2011 года их доля увеличилась до 46%. Следующим по значимости препятствием предприниматели называют вялый спрос на их продукцию.
К схожим выводам приходят и аналитики из Института экономической политики (ИЭП) в июльском бюллетене конъюнктурных опросов. Завышенные прогнозы восстановления спроса на отечественные промышленные товары не могут оправдаться уже несколько месяцев. «В июле опросы зарегистрировали резкий и негативный скачок баланса оценок запасов. Неожиданная (прогнозы были иными) остановка роста спроса разочаровала предприятия. В июле негативная динамика спроса привела к снижению темпов роста производства. В ближайшие месяцы предприятия планируют дальнейшее и более интенсивное снижение объема запасов»,— отмечается в исследовании. Представители компаний отмечают рост неиспользуемых мощностей и нежелание расширять объемы заимствований. «Всплеск инвестиций вызвал ослабление равновесия между прогнозируемым спросом и имеющимися мощностями. Подобная ситуация, скорее всего, приведет к торможению инвестактивности предприятий»,— считают в ИЭП.
Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?