Декоративное изображение
3 812

Поделиться

Налог с продаж прикрепляют к ценнику

Ритейлеры готовятся к росту фискальной нагрузки

Пока федеральные власти пытаются определиться со сроками введения налога с продаж, ритейлеры уже подсчитали, что дополнительная фискальная нагрузка удвоит выплаты сетей. В конечном счете, предупреждают эксперты, это подстегнет инфляцию и вынудит некоторых продавцов уйти в тень.

«М.Видео», один из крупнейших ритейлеров бытовой техники и электроники, подсчитало, что если налог с продаж, о возврате которого власти заговорили этим летом, начал бы действовать с 2013 года, то фискальное бремя компании удвоилось по сравнению с предыдущим годом. В этом случае совокупные налоговые выплаты, включая отчисления во внебюджетные фонды, составили бы 9,2 млрд руб. С учетом возможного роста цен на продукцию эта сумма превысила бы 10 млрд руб., уточнили в «М.Видео». Для сравнения: в 2013 году «М.Видео» уплатило в виде налогов 4,8 млрд руб., или 3,26% от оборота компании. С учетом налога с продаж выплаты в бюджет могут достичь 6,21–6,8% с оборота, пересчитал ритейлер. Двукратный рост налоговой нагрузки прогнозируют и в Ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ). «Нагрузка на членов АКИТ в 2013 году в среднем составляла 3–4% от оборота, и введение налога с продаж увеличит их фискальное бремя на 50%, а возможно, и на все 100%»,– говорит исполнительный директор ассоциации Виталий Жигулин.

Возврат налога с продаж удвоит налоговые отчисления и продуктовых ритейлеров. Больше всего придется выплачивать «Магниту»: ранее издание «Деловая газета. Юг» со ссылкой на совладельца и гендиректора сети Сергея Галицкого сообщало, что по итогам 2013 года ритейлер должен направить в бюджеты разного уровня около 40 млрд руб. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в прошлом году, согласно отчетности компании, уплатила $400,3 млн (около 11,4 млрд руб. по среднему курсу за 2013 год). Получается, что после возврата налога с продаж «Магниту» пришлось бы направлять в казну около 80 млрд руб., X5 – почти 23 млрд руб.

Налог с продаж существовал в России в 1990-х годах и начале 2000-х годов. Возврат в 2015 году налога (его размер составит 3%) потребовался для компенсации бюджетного дефицита: по расчетам чиновников, в первые три года бюджет дополнительно получит совокупно свыше 630 млрд руб. Но пока власти не определились со сроками введения налога с продаж: сейчас обсуждается возможность отсрочки до 1 января 2016 года.

Возврат налога приведет к повышению розничных цен, прогнозирует старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Цены могут вырасти как минимум на 3%, уточняет представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. В этом случае ускорятся темпы инфляции, соглашается господин Жигулин. По мнению директора департамента инвестфонда Pro Consulting Global Натальи Кругловой, потребительский спрос последние три года драматически падает, и введение налога с продаж только усугубит ситуацию. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению конкуренции в розничном бизнесе, добавляет госпожа Колупаева.

Мировая практика показывает, что совместное использование налога с продаж и НДС , как правило, приводит к падению ВВП, отмечает госпожа Круглова. «Бизнес может начать уходить в тень, кроме роста налоговой нагрузки у ритейлеров увеличатся административные издержки»,– категоричен председатель комитета по розничной торговле Ассоциации европейского бизнеса Алексей Григорьев. Он напомнил, что в 2004 году Конституционный суд уже признавал налог с продаж неправомерным. «Как налог с продаж будет работать в отношении мелкооптовых магазинов, неясно,– продолжает господин Григорьев.– Как разграничить, когда индивидуальный предприниматель покупает товар для бизнеса, а когда для собственных нужд?»

Ассоциация компаний розничной торговли подсчитала, что возможно повысить собираемость налогов на 200 млрд руб. в год, улучшив процесс администрирования и собираемости действующих налогов. Между тем еще в прошлом году в своей отчетности X5 Retail Group предупреждала своих акционеров, что «российское налоговое… законодательство характеризуется изменчивостью и неоднозначностью толкования».

Анастасия Дуленкова, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами