Декоративное изображение
2 002

Поделиться

Налог на вредность

Повышаются акцизы на алкоголь и табак

С 1 января 2014 года государство сделает очередную попытку уменьшить потребление крепкого алкоголя, значительно увеличив ставку акцизов на эту продукцию. Производители уже привыкли к самой мере, но не к ее темпам, которые значительно превышают инфляцию, – по сравнению с уходящим годом ставки по акцизам вырастут на 25%.

Согласно данным Росстата, уровень потребления алкоголя в России не сокращается, и по состоянию на 2012 год именно водка и ликеро-водочные изделия занимают лидирующие позиции в структуре продаж алкогольных напитков. На их долю приходится 49,6%, в то время как доля пива составляет 33%.

В странах Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия) антиалкогольная политика государства также не привела к сокращению совокупного потребления алкогольной продукции, однако серьезно способствовала замещению потребления крепких алкогольных напитков пивом и вином. В России фискальная нагрузка на крепкий алкоголь в пересчете на безводный спирт выше, чем на пиво, всего в 1,28 раза. К этому привело существенное повышение ставки акциза на пиво в 2010 году и последующие периоды, что фактически сравняло фискальную нагрузку на пиво и крепкий алкоголь, сделав российский пивной акциз одним из самых высоких в мире.

Снижение легального производства алкогольной продукции – еще одно следствие повышения ставок акцизов на крепкие напитки. Низкий уровень загруженности производственных мощностей спиртовых и ликеро-водочных заводов – на 30–40% – прямое свидетельство выпуска неучтенного алкоголя. Так, в 2011 году произведено 93,9 млн декалитров водки и ликеро-водочных изделий и 156,4 млн дкл реализовано через розничную сеть. Таким образом, 62,5 млн дкл оказались вне контроля государственных органов. Существенное увеличение акцизов в новом году не обойдет и табачную продукцию – вводимая ставка превысит действующую более чем на 40%, что, очевидно, приведет к значительному росту цен и, как следствие, снижению спроса на данную категорию товаров. С 2014 года производителей табачных изделий обяжут предоставлять сведения о минимальной розничной цене, величина которой должна составлять не менее 75% от максимальной. За реализацию табачных изделий вне этого интервала предусмотрены административные санкции – наложение административного штрафа в двукратном размере от излишне полученной выручки за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года, или штраф в размере 100 000 рублей. Кто будет осуществлять контроль над розничными ценами, пока неизвестно, поскольку на налоговые органы такая функция не возложена.

Эльвира Ягудина, налоговый консультант АКГ «МЭФ-Аудит», для «Российскойгазеты»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами