Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 808
Поделиться
Наличные не выходят из моды. Горожане предпочитают их карточкам
В конце прошлой недели Ассоциация банков Северо-Запада подсчитала объем расчетов по пластиковым картам во втором квартале нынешнего года. Результаты оказались неважными. Рост карточных платежей практически остановился, что связано с насыщением терминалами крупных и средних магазинов города. Чтобы возобновить рост доходов по эквайрингу, банкирам теперь придется подумать, как уговорить население не снимать все деньги через банкомат в день получки.
Несмотря на прогнозы банкиров, предсказывающих рост популярности платежей по картам, население по-прежнему предпочитает пользоваться наличными. Так, оборот розничной торговли в первом квартале 2007 года составил 98,9 млрд рублей. Из этой суммы, по данным Ассоциации банков Северо-Запада, лишь 5,8% приходится на карточные платежи. Во втором квартале ситуация изменилась не сильно. Объемы платежей по эквайрингу составили всего 6,929 млрд рублей, а из банкоматов население извлекло 93,038 млрд рублей наличных средств. Незначительный рост карточных платежей во втором квартале был обусловлен расширением терминальной сети, за счет чего банкиры до сих пор и наращивали объемы эквайринга. Однако похоже, что экстенсивный путь развития карточных платежей себя исчерпал. Дело в том, что практически все крупные и средние магазины уже оснащены банковскими терминалами. Так, по данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, на 1 апреля 2007 года в Петербурге было зарегистрировано 13 тыс. предприятий розничной торговли, что на 4,8% больше, чем на начало года. А вот количество терминалов за этот период выросло лишь на 0,53%, достигнув 10 053 штук. Всего за первую половину нынешнего года терминальная сеть выросла на 3,16%, до 10 316 штук, что ничтожно мало, если сравнивать с ростом сети в прошлом году, в течение которого количество терминалов увеличилось на 67%. Участники рынка признают, что до сих пор сегмент эквайринга развивался исключительно за счет роста терминальной сети, который уже закончился. "В прошлом году в Петербурге запускались различные проекты, ритейлеры открывали свои гипермаркеты. А в 2007 году рост замедляется, и это отражается на развитии пост-терминальной сети", -- предполагает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. С ней согласен аналитик консалтинговой компании Advansed Research Петр Минин: "Рынок насыщен, крупные магазины уже оборудованы терминалами". "Все крупные торговые сети уже давно перешли на использование кассовых аппаратов, которые оборудованы пост-терминалами", -- соглашается директор департамента по работе с физическими лицами Энергомашбанка Юлия Власенкова. Между тем банкиры пока не решаются отказаться от экстенсивного развития сегмента карточных платежей. Опутав своими терминальными сетями крупных и средних ритейлеров, они собирают приступить к насаждению терминалов и в небольших магазинах. "Маленькие магазины интересны нам, мы проверяем их и устанавливаем там свои терминалы", -- рассказывает заместитель председателя правления петербургского банка, попросивший не называть его имени. По его словам, банк устроит даже договор на одну-две кассы, и если терминал не окупается, то магазин может платить лишь абонентскую плату в 1,5 тыс. рублей в месяц. Однако владельцы небольших магазинов не спешат оформлять партнерство с банками, указывая, что для некрупной торговли комиссия в 2%, взимаемая банками с объема платежей по картам, довольно велика. "У небольших магазинов обороты маленькие, и комиссию они платить не хотят", -- говорит госпожа Орлова. "Деньги на счет ритейлеру могут идти в течение двух дней, поэтому маленьким магазинам удобнее работать с наличными", -- поясняет вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов. Впрочем, банкиры уверены, что при средней наценке торговой точки в 10-15% банковская комиссия в 2% не столь существенна. "Отказавшись от приема пластиковых карт, магазины теряют часть своих потенциальных клиентов, то есть здесь действуют законы рынка покупателей. Особенно это актуально для магазинов, торгующих дорогостоящими товарами, рассчитанными на людей с доходами выше среднего", -- считает госпожа Власенкова. С другой стороны, банкиры признают, что население по-прежнему предпочитает наличные. "Около 75 процентов карт -- зарплатные проекты, и население получает по ним зарплату, не задумываясь, что ими можно расплачиваться в магазинах", -- сетует господин Титов. По его словам, в качестве стимулирования эквайринга на уровне законодательства можно ввести налоговые льготы при расчетах по карте для населения или магазина. Однако эксперты говорят и о другой возможности заинтересовать население в пользовании картами. Например, банкиры вполне могли бы делиться с покупателями частью своей комиссии, организуя скидки при расчетах по карте. К тому же потенциальный объем рынка эквайринга довольно большой. Если все население начнет пользоваться картами, то лишь за счет комиссии банкиры могут зарабатывать 8-10 млрд рублей в год.Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?