Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На женщинах цветочники заработают в 50 раз больше
Цветочный бизнес в России готовится к самому кассовому празднику — 8 марта. В этом году профессионалы не ждут сверхприбылей, но российские цветочники надеются, что этот сезон для них будет удачнее прежнего и что им удастся захватить большую долю рынка.
Бизнес на цветах — дело прибыльное, но рискованное. В теплице цветы могут погибнуть от болезни или просто замерзнуть, а купленные на аукционе в Голландии или в Эквадоре — увянуть на таможне. Несмотря на риски сейчас все цветочники ведут подготовку к 8 марта — своему главному дню года. Про такой говорят: один день год кормит. Сколько в марте зарабатывают производители и оптовики, достоверно неизвестно, но, по словам коммерческого директора тепличной компании Rose Hill Арама Мовсисяна, магазин, который делает в обычные дни 80–100 тысяч рублей оборота, за три-четыре дня перед 8 марта может заработать 4–5 млн рублей.
Еще недавно на российском рынке доминировали цветы из Голландии. Покупали их в основном на аукционе в Aalsmeer, где традиционно самый большой выбор и низкие цены. Однако сейчас их теснят российские розы. Их цена получается ниже: везти голландские цветы самолетами дорого, а пройти таможню без взяток — сложно.
Вполне официальная формула цветочного бизнеса — это исходная стоимость цветка, плюс 100% на растаможку, плюс 30% накручивают оптовики и еще 100% маржу закладывает продавец. Получается, что ведро мелких роз в Голландии стоит 1 евро, а в России эта цена совершенно другая.
Ранее эксперты рынка объясняли BFM.ru, что таможенники считают цветы поштучно и взвешивают товар по килограммам. Основные поставки в Россию идут из Эквадора, Колумбии и Голландии. Только в сами Нидерланды большую часть благоухающего товара тоже привозят из-за рубежа. А значит, прежде чем добраться до России, каждая роза, гиацинт или гербера проходит не один таможенный пост.
В цветочном бизнесе есть место и серым схемам. На дорогие цветы выше и таможенная пошлина. Поэтому находчивые цветочники действуют по стандартной в таких ситуациях схеме — указывают другое наименование товара. Не обошли такие случаи и предстоящий праздник. На российской границе таможенники остановили партию, в которой провозились дорогостоящие цветы под видом дешевых.
«В одной из машин обнаружено более 17 тысяч тюльпанов и орхидей, стоимостью около миллиона рублей, перевозимых под видом более дешевых цветов. Выявлены также случаи недекларирования в товарной партии более тонны цветов. То есть всего в одной машине незаконно перевозилось более 12 тысяч роз рыночной стоимостью около 900 тысяч рублей», — говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС). По данным ФТС, зачастую в одну партию может входить несколько сортов цветов из различных стран, другими словами, в одной машине вместе с папоротником из Коста-Рики, гвоздиками из Колумбии и хризантемами из Израиля ввозятся дорогостоящие розы, орхидеи, антуриумы и другие растения, выращенные в Голландии и Эквадоре.
Кроме того, задержка товара на границе даже на несколько часов может нанести продавцу ощутимый ущерб.
Поэтому, как считает Арам Мовсисян, главное преимущество российских производителей в том, что стоят местные цветы гораздо дольше, да и таможенных рисков никаких. «Конкурентное преимущество заключается в том, что у нас цветок свежий. То есть в Голландии он поступает на аукцион, после аукциона в лучшем случае везут самолетами, а обычно — фурами. Еще и на таможне он неизвестно сколько простаивает. То есть получают здесь цветок наши дистрибьюторы через 7 или даже 10 дней после срезки. А у нас получают дневной, максимум — два-три дня».
Новые тепличные хозяйства в России работают по голландской технологии. Из-за границы привозят тепличные каркасы и даже стекло. Садовники — тоже из Европы, им платят до 5 тысяч евро в месяц. Начинать тепличный бизнес на территории менее 3 гектаров нет смысла. Первоначальные затраты — около 10 миллионов евро, а окупаемость — 5-7 лет.
Пока наши цветы уступают голландским, французским и тем более эквадорским, но, по мнению экспертов, разрыв сокращается. Например, под Калугой французы основали уникальную цветочную ферму. Директор салонов «Сады Сальвадора» Вита Тзанидаки восторженно рассказывает, что у калужских роз великолепный садовый запах, красивая форма. Правда, по ее словам, это едва ли не единственное интересное предложение на рынке.
Оптовые цены на российские цветы почти такие же, как на импорт. Розу предлагают в среднем за 30–40 рублей. И это притом, что и стебель покороче, и цвета попроще. К мартовским праздникам оптовики тоже поднимают цены, но не сейчас, отмечает Вита Тзанидаки: «В этом году никакого скачка цен на 8 марта нет. Продажи серьезно падают и у нас, и у голландцев. Поэтому сейчас стоит задача не получить какие-то мега-прибыли, а просто продать цветы и удержать рынок».
Сейчас розу на голландском аукционе можно купить за 20–40 евроцентов. Это 8–16 рублей. Легальная таможня обойдется в 30%, но к ним надо прибавить «дополнительные расходы». Плюс еще доставка. Получается, импортеру остается немного. С другой стороны, себестоимость выращивания цветов в российских теплицах выше, но не намного. Поэтому конкуренция еще не столь высока.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.