Декоративное изображение
2 252

Поделиться

На Урале ищут способы защиты рынка от фальсификата и контрафакта

Результаты очередной тотальной проверки молочной и масложировой продукции в екатеринбургских магазинах, воодушевления у ее организаторов не вызвали: 40 процентов продуктов - контрафакт.

Такое соотношение числа бракоделов и добросовестных производителей практически неизменно на протяжении ряда лет. Вне всякого сомнения, причина - в нынешней системе взаимоотношений в цепочке "производитель - торговля - контролирующие органы", допускающей появление на прилавках продуктов питания, не соответствующих нормативам.

В основном контрафакт производится в тех же цехах, что и официальная, доброкачественная продукция. Иногда ее низкое качество может быть следствием изношенности основных фондов (80 процентов парка оборудования местных перерабокчиков, доставшегося им в наследство от СССР, устарело). Однако есть категория производителей, которая идет на фальсификацию вполне сознательно, меняя состав рецептур и соответственно снижая свои затраты.

- Совместно с надзорными, правоохранительными органами мы периодически участвуем в разного рода проверках качества продуктов питания, - рассказывает директор некоммерческого партнерства товароведов-менеджеров Нина Барсукова. - Анализ результатов показывает, что подделку чаще всего производят одни и те же предприниматели. В соответствии с законодательством штрафы налагают на торговлю, та в свою очередь переадресует их бракоделам. Формально конфликт исчерпан, все стороны довольны, проверка проведена, магазин наказан, казна получила деньги. Но проблема-то не решена! Проштрафившийся предприниматель во избежание более строгих санкций просто регистрирует другую фирму, на "засветившийся" товар надевает новую этикетку, и все повторяется сначала.

Инспекторы в конце прошлого года провели сравнительный анализ уровня фальсификации коровьего масла "Крестьянское". В их сети попала продукция давних знакомых ИП Слободчика, ООО УТК-МАРС из Березовского, упаковщика ИП Косова из Челябинска, ООО "Уралмаслопродукт", ОАО МСЗ "Кошкинский". Испытания ФГУ "Уралтест" выявили главным образом присутствие в так называемом "масле" изрядного количества жиров немолочного происхождения.

Кроме того, что бракоделы вводят в заблуждение потребителя и наносят ущерб его здоровью, они закладывают "экономическую мину" под добросовестных производителей - фальсификат, понятное дело, ниже по цене. Не случайно время от времени местные мясопереработчики, хлебопеки становятся инициаторами разных проектов по повышению уровня безопасности и качества продуктов питания. Но, как говорится, воз и ныне там. Уровень фальсификата по различным категориям пищевых продуктов колеблется от 40 до 60 процентов.

В управлении по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МОБ ГУВД Свердловской области сообщили, что выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов и техническим условиям, влечет наложение штрафа на граждан от одной до полутора тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей. Размеры штрафов за торговлю с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия немногим больше - 2000-2500 для граждан, 4-5 тысяч - для должностных лиц, 40 - 50 тысяч - для юридических. Как видим, суммы не слишком значительные. Правда, в некоторых случаях предусмотрена конфискация товара, однако складов для временного хранения конфиската просто нет.

Опытный фальсификатор готов к уплате штрафов, эти расходы с лихвой покрываются за счет облегченной рецептуры - добавления сои, растительного масла. Тем более что и пресловутая неотвратимость наказания - тоже далеко не факт. Производитель в соответствии с законодательством проверяется раз в два года. На прилавки крупных торговых центров выставляется более 20 тысяч наименований продукции, среди этого изобилия некачественному товару легко затеряться, ведь проверить такое огромное количество не в состоянии даже самая крупная торговая сеть.

- Сертификат выдается на серийную продукцию, то есть на партию, а не на какой-то конкретный образец. В ходе проверки выборка, которую предоставляет сам производитель, производится случайно, это не анализ каждого образца. Существует около десяти стандартных схем сертификации, - рассказывает заместитель директора Уральского центра стандартизации и испытаний Наталья Зингер. - Местные предприятия готовы предоставлять нам образцы, а вот контроль над ввозимым товаром явно не налажен. Тестирование продуктов питания - дело довольно дорогостоящее, требует современного оборудования, новых технологий. Не все производители, дистрибьюторы, торговые предприятия могут себе это позволить. Требуется единая система контроля, во-первых, со стороны товароведов, во-вторых - государственного органа (Роспотребнадзора).

Отстроенная когда-то система контроля качества продуктов питания рухнула с самоликвидацией СССР, считает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Лацков. Не стало органов Госторгинспекции, Госстандартов, санэпидемслужбы - и фальсификат стал системной проблемой. Технические регламенты не разрабатываются. Единовременные акции неэффективны, не могут полностью защитить население от некачественной продукции.

- Местные власти в соответствии с законом не могут заниматься контролем качества, - рассказывает замминистра, - но имеют право координировать эту работу. По распоряжению областного правительства создана рабочая группа по подготовке положения о мониторинге качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой на территории Свердловской области. Другими словами, будет создана структура при министерстве торговли для наблюдения, анализа, оценки качества на средства областного бюджета. Для чего это нужно? Необходима полная картина по территориям. На самом деле фальсификат - это целый букет правонарушений, который включает в себя уход от налогов, недобросовестную конкуренцию, ущерб здоровью людей и тому подобное. И наказывать "продуктовых шулеров" следовало бы по всей совокупности нарушений.

Рабочую группу по подготовке документа возглавила министр торговли и общественного питания Свердловской области Вера Соловьева. Сейчас определяется перечень основных групп товаров, по которым будет проводиться мониторинг. По продовольствию в списке значится одиннадцать позиций.

Кстати

Надо отметить, что Свердловская область не является в этом деле первопроходцем: многие регионы выстраивают собственные линии обороны от фальсификата, так что следует присмотреться и к чужому опыту. Например, в некоторых областях Центральной России, в Краснодарском крае добросовестных производителей поощряют налоговыми льготами; в ХМАО - Югре создан специальный орган для надзора над качеством алкогольной продукции; программу контроля качества продуктов питания разработали в Зауралье.

РГ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами