Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На украинском рынке ритейла наступила стабилизация
На дне
Первые четыре месяца этого года продовольственный ритейл лихорадило. По словам генерального директора сети супермаркетов «Фаворит» Надежды Новиковой, с начала года обороты ежемесячно падали на 10–15%. Уменьшалось не только количество покупателей, но и средний чек. «С середины апреля ситуация начала стабилизироваться и уже в течение месяца падения продаж не наблюдается», — рассказывает она. О схожей ситуации говорит и представитель «Пакко Холдинга» (сети «Пакко», «Вопак») Руслан Гринчук. По его словам, главной проблемой ритейлоров на протяжении последних нескольких месяцев стало сокращение количества клиентов, однако на сегодняшний день ситуация стабилизировалась.
Причин стабилизации в розничных сетях называют несколько. По мнению руководителя аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, одной из них стало прекращение паники, которая ранее была связана с боязнью жителей страны потерять работу. Сейчас многие работодатели уже завершили кадровые чистки, поэтому большинство потребителей более-менее определились со своим бюджетом. К нормализации ситуации привело и снижение цен на социально значимые группы товаров. «К примеру, если еще в прошлом году наша наценка на некоторых группах доходила до 20%, то сегодня мы вынуждены были уменьшить ее до 5%. За счет этого мы снизили свои цены и смогли удержать покупателей», — комментирует г-жа Новикова. Руслан Гринчук добавляет, что рознице удалось определиться и с оптимальным предложением товаров.
Как уже писала «ДС», в конце прошлого — начале нынешнего года многие ритейлоры стали серьезно пересматривать свою ассортиментную политику, сокращая долю дорогой продукции и напитков, а также стремительно подорожавшего импорта. «Мы уже провели основные изменения и сделали ставку на быстро оборачиваемую продукцию», — подчеркивает коммерческий директор сети «Островок» Сергей Потемкин.
Мария Колесник добавляет, что сейчас многие потребители стали отказываться от продукции под новыми малоизвестными брэндами, делая ставку на проверенный товар. По ее мнению, это связано с тем, что ранее большинство покупателей могли себе позволить потратить деньги на такую продукцию и в случае, если она не оправдает ожиданий, — выбросить. Сегодня украинцы стали бережнее относиться к своим средствам и очень редко идут на подобные эксперименты.
Поставщики в панике
А вот отношения между поставщиками и торговцами накаляются. Очередным поводом для переживаний стал печальный опыт компаний, работавших с львовским «Интермаркетом». Как уже сообщала «ДС», в конце марта ЗАО «Евротек» Михаила Весельского и Василия Яницкого приобрело ООО «Торговая компания «Интермаркет» (сеть «Арсен») у депутата Львовского горсовета Романа Шлапака. После чего новые владельцы сети отказались погашать задолженность перед поставщиками, что привело к масштабным протестам со стороны последних. Руслан Гринчук признается, что многие поставщики, наблюдавшие за развитием ситуации во Львове, стали куда осторожнее. Они требуют предоплату, выполняют заявки частично, поставляют продукцию только в отдельные магазины сетей и пр. «Стоит только на день задержать проплату, и поставки прекращаются», — заявил он. Об аналогичной ситуации говорит и руководитель одной украинской сети. «Мы вынуждены постоянно общаться с поставщиками и гарантировать, что не намерены закрывать или продавать сеть», — добавляет он.
Эту тенденцию подтверждают и сами поставщики, представители которых признаются, что в случае банкротства или продажи сети вернуть свои деньги им будет довольно сложно. «Учитывая отсутствие кредитных ресурсов, мы вынуждены за собственные средства приобретать бутылки, этикетки и другие составляющие для производства напитков. Мы не сможем работать, если сети будут задерживать оплату», — подчеркивает директор по маркетингу компании «Алеф-Виналь» Анатолий Коган. Мария Колесник добавляет, что многие поставщики взяли долларовые кредиты для развития, которые им сейчас необходимо выплачивать. А поскольку у каждой из сторон свои проблемы, отношения между ними будут оставаться сложными еще довольно долго.
Мария Колесник говорит, что на этом фоне воспользоваться шансом смогут импортеры. «Если в ближайшие месяцы курс гривни не обрушится, то импорт получит неплохой шанс вернуться на полки магазинов», — считает она. На это может повлиять и повышение цен некоторыми отечественными производителями, которые таким образом отреагировали на ухудшение или полный уход конкурентов. Правда, спрогнозировать курсы валют сейчас практически невозможно — на все воля НБУ.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?