Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На Смоленщине на смену рынкам и ярмаркам приходят гипермаркеты
В структуре валового регионального продукта доля оптовой и розничной торговли составляет сейчас 19 процентов. Эта сфера обеспечивает 17,6 процента налоговых доходов областного бюджета и занимает второе место после промышленности по количеству созданных рабочих мест. В торговле трудится около 67 тысяч человек – 14 процентов занятого населения Смоленщины.
Несмотря на значительную роль в экономике региона, органы власти почти не уделяли внимания ситуации в отрасли, обсуждая лишь текущие проблемы. В 2003 году губернатор публично посетовал на отсутствие в областном центре модных бутиков. Потом руководство региона затеяло борьбу с сетями, избегавшими брать на реализацию товары смоленского производства. А позже началось долгое обсуждение планов строительства всевозможных гипермаркетов, первый из которых – продовольственный – был открыт в областном центре только в минувшем июле. Даже при планировании масштабной поддержки малого бизнеса, которую в регионе ведут с 2009 года, акцент делали на производственные предприятия. В итоге структура торговой деятельности, сложившаяся в 90-е после победы над тотальным советским дефицитом, меняется крайне медленно, хотя определенные подвижки налицо.
Оборот розничной торговли на Смоленщине в 2010 году достиг почти 102 миллиардов рублей. Это примерно по 106 тысяч на душу населения. При этом на 86,3 процента его сформировали торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок в прошлом году сократилась с 15 до 13,7 процента. В первом полугодии 2011-го оборот ретейла составил около 54 миллиардов рублей, а рынки и ярмарки обеспечили лишь 11,5 процента этой суммы. В настоящее время на 25 рынках региона есть 6838 рабочих мест, заполнены они в среднем на 81,5 процента.
– Причины снижения роли рынков – в формировании крупных торговых сетей, появлении специализированных магазинов и новых предприятий с прогрессивными формами торговли, такими как самообслуживание, продажа по образцам, предварительным заказам, использование кредитования, – пояснила исполняющая обязанности начальника облдепартамента экономического развития и торговли Ольга Кирилец. – На территории региона функционируют 176 предприятий торговли восьми розничных торговых сетей. В общем объеме розничного товарооборота их доля на начало 2011-го составила четверть. Два года назад она не превышала 17 процентов.
По словам Ольги Кирилец, в ближайшие три года в модернизацию сферы торговли в области будет инвестировано около восьми миллиардов рублей. В регион придет петербургская сеть гипермаркетов, сразу несколько крупных торговых предприятий появится в областном центре. Это неминуемо повлечет дальнейшее снижение роли рынков и ярмарок.
Впрочем, развитие торговых сетей и строительство гипермаркетов отражается не только на «дикой» торговле. Жители областного центра вот уже несколько лет жалуются на сокращение количества небольших гастрономов, торговые площади которых постепенно переходят в непродовольственный сектор.
– Сетевые магазины нравятся далеко не всем, – говорит предприниматель Алексей Манилов, владеющий небольшим продовольственным магазином в спальном районе Смоленска. – Поставки товара в них централизованы, и люди не находят там продуктов, к которым привыкли, которые им нравятся. Я, например, слежу за тем, что у меня покупают, что спрашивают, и, конечно, стараюсь торговать тем, что хотят купить люди. Сети таким мониторингом не занимаются, но цены там невысокие, и это ведет к разорению небольших магазинов по соседству. И если в районе появится супермаркет – мне можно будет закрываться, соревнования с ним я не выдержу, так что здесь откроется очередная аптека.
Власти областного центра, способствуя появлению крупных торговых предприятий, считают себя создателями новой комфортной социальной среды. И поэтому они не придают большого значения проблемам, которые возникают в этой связи у местных предпринимателей, работающих на рынках и владеющих небольшими магазинами.
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.