Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
На рынке ритейла до конца года произойдет не больше трех крупных слияний - аналитики
Вопреки активным заявлениям розничных сетей о своем интересе к сделкам M&A, бума слияний и поглощений на рынке продуктового ритейла ждать не стоит. По мнению аналитиков, в текущем году на рынке произойдет не более двух-трех крупных сделок объемом свыше 50 млн долл. каждая. Предполагается, что основными консолидаторами рынка выступят Х5 Retail Group и «Магнит».
В начале года все федеральные торговые сети посчитали своим долгом включить в программы развития на 2007 год пункт об освоении региональных рынков за счет поглощений локальных игроков. Однако за первые четыре месяца текущего года только «Седьмой континент» порадовал рынок небольшим приобретением в Иваново, где за 10 млн долл. получил контроль над местной компанией «Ситимаркет», развивающей около 20 дискаунтеров «Светофор».
«Бума сделок M&A в сегменте розничной торговли в этом году ждать не стоит. Мы прогнозируем всего две-три крупные сделки объемом свыше 50 млн долл. каждая», — говорит аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. По ее словам, основным камнем преткновения консолидации отрасли являются слишком высокие цены, которые запрашивают за свои активы потенциальные продавцы — небольшие торговые сети в регионах. «Сегодня коэффициент стоимости предложения бизнеса региональных сетей к их выручке равен двум, в то время как аналогичный показатель в Европе не превышает единицы», — добавляет г-жа Мильчакова. По ее мнению, в таких условиях покупки могут позволить себе лишь три игрока — «Седьмой континент», Х5 и «Магнит».
С этой точкой зрения согласна и аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. «Рынок ждет сделок, прежде всего от Х5 и «Магнита», — говорит она. — Однако локальные игроки рассчитывают на слишком высокую премию за входной билет на рынок, поэтому переговоры о покупке затягиваются».
По словам акционера одной из столичных торговых сетей, «Магнит» ведет переговоры о покупке розничной сети магазинов «шаговой доступности» «Магнолия» (около 50 точек в Москве и области). О планах «Магнита» по выходу на столичный рынок путем покупки «Магнолии» знает и управляющий сетями «Продэко» и «Гастрономчикъ» Дмитрий Потапенко. По его данным, акционеры «Магнолии» уже несколько месяцев ведут переговоры с федеральным ритейлером о продаже 49% акций сети. Однако в «Магните» и «Магнолии» факт переговоров комментировать не стали.
«Сегодня на российском розничном рынке операторам крайне сложно выйти на сделки еще и потому, что у отечественных торговых сетей крайне сложная юридическая структура — сети имеют обыкновение почти каждый магазин регистрировать как отдельное юрлицо», — говорит г-н Потапенко.
Как ранее заявлял РБК daily экс-акционер сети «Копейка» Александр Самонов, совершая сделки M&A, федеральные игроки покупают в основном товарооборот компаний и их торговые площади в привлекательных районах города с действующим потоком покупателей. Однако большинство компаний имеет краткосрочные договоры аренды на торговые помещения, что увеличивает риск повышения арендных ставок и роста операционных затрат сразу после сделки.
«Темной лошадкой» остается сеть «Копейка», покупку которой в этом году прочат Х5. «Хотя менеджмент компании открыто высказывает свой интерес к «Копейке», основному владельцу сети, ФК «Уралсиб», нет резона продавать компанию в этом году, поскольку рынок не насыщен и развитие «Копейки» не требует значительных вложений от акционера», — считает Татьяна Бобровская.
Однако несмотря на все сложности в сделках опрошенные РБК daily розничные компании не собираются отказываться от планов по покупкам торговых сетей в рамках региональной экспансии. «Мы ведем переговоры с пятью региональными сетями, — говорит Эрик Блондо, генеральный директор сети «Мосмарт». — Приоритетным для нас является развитие в формате гипермаркетов, поэтому ориентироваться будем на покупку в регионах именно сетей, развивающих этот формат».
Подтвердили свой интерес к сделкам M&A и в компании «Виктория». По словам аналитиков Райффайзенбанка, с учетом размещения второго облигационного займа «Виктории» долговая нагрузка компании находится на среднем уровне для отрасли и у сети остается резерв для привлечения дополнительных средств для совершения поглощений.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?