Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На рынке бензина ледниковый период
Нефтяники пообещали правительству заморозить цены на бензин на уровне декабря. До сих пор ни к чему хорошему подобные методы борьбы с ростом цен не приводили
Несмотря на рост акцизов розничный рынок топлива в России после новогодних праздников замер: практически во всех регионах цены на бензин и зимнее дизтопливо не изменились, свидетельствовали данные ЦДУ ТЭК. Росстат и вовсе зафиксировал снижение цен на бензин. Неужели помогли внушения властей и очередные штрафы, которыми ФАС пытается приструнить нефтяников?
Тайну сегодня раскрыл министр энергетики Сергей Шматко. Оказывется, в преддверии президентских выборов власти решили прибегнуть к старому, проверенному способу усмирения цен – «заморозке». По словам министра, нефтяные компании пообещали сохранить цены на топливо в рознице на уровне декабря 2011 года.
К концу года (данные Росстата на 25 декабря) 1 литр бензина в среднем по России стоил 26,39 руб.: разброс составлял от 24,48 руб. за литр самого дешевого топлива – бензин марки А-76, до 28,35 руб. – за литр высокооктанового АИ-95.
Динамика цен на бензин
Стремление чиновников перестраховаться вполне объяснимо: прошлой весной несколько десятков регионов пережили настоящий бензиновый кризис. Цены на топливо на заправках резко взлетали вверх, либо оно вовсе исчезало из продажи. Но до заморозки дело тогда так и не дошло. С дефицитом бензина боролись повышением экспортных пошлин и новыми антимонопольными делами против компаний – монополистов.
Похоже, на этот раз власти решили подготоовиться к возможныим проблемам заранее – рост цена на топливо вряд ли будет хорошим подспорьем в предвыборный период. О том, что правительство любыми способами будет стараться удержать цены на бензин от скачков до марта, аналитики говорят с осени. Шматко уточнять сроки действия договоренностей сегодня не стал.
К заморозке цен чиновники прибегают нечасто. И этому есть объяснение – попытки отрегулировать значение ценников вручную чаще всего приводят к обратному эффекту, «замороженные» товары начинают стремительно дорожать.
В октябре 2007 года производители и ритейлеры подписали соглашение, по которому первые обязались не повышать отпускные цены на социально значимые продукты (хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца), а вторые – удерживать торговую наценку в рамках 10%. Соглашение действовало до мая 2008 года и все это время товары из списка дорожали быстрее остального продовольствия. В результате и Минэкономразвития, и Минсельхоз, активно поддерживавшие идею заморозки, признали ее неэффективной мерой и запланированное продление соглашения было отменено.
Неудачный опыт борьбы с ростом цен на бензин у чиновников был совсем недавно. В феврале 2011 года премьер Владимир Путин поручил ФАС добиться снижения розничной цены на топливо. Руководитель антимонопольной службы Игороь Артемьев тут же пригрозил компаниям новой волной расследований и цены на заправках пошли вниз. Закончилась история с ручным регулированием дефицитом бензина. Приоритетными поставки на внутренний рынок позволяет делать стандартная премия в 1000 руб. за тонну, в конце апреля (бензин стал исчезать с заправок в майские праздники) для многих НПЗ она была отрицательной.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?