Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 1871
Поделиться
На пороге стагнации
Бизнес больше не питает радужных надежд: как показало исследование экономической конъюнктуры KPMG International, за полгода настроения предпринимателей во всем мире ухудшились — они готовятся к новому кризису. Индексы промышленности России оптимизма не добавляют: падения пока нет, но экономика на пороге стагнации.
Пессимистичные настроения в KPMG объясняют общим замедлением темпов роста мировой экономики. «Мир переживает период существенной экономической неустойчивости и неопределенности, что создает значительные трудности для компаний почти на всех рынках», — отмечает управляющий партнер компании в России и СНГ Эндрю Крэнстон. Сомнения в устойчивом росте США и обеспокоенность относительно дефолта в ЕС говорят о том, что «уровень предпринимательской уверенности будет нестабильным в течение следующих нескольких кварталов», уверен он.
Центрами экономического пессимизма стали страны ЕС и БРИК. Предприниматели Евросоюза беспокоятся за судьбу единой валюты из-за тяжелого положения периферийных государств, а в китайском секторе промпроизводства и в индийском секторе услуг произошло самое существенное падение показателей роста.
Российские предприниматели тоже смотрят в будущее с грустью. «По нашим данным, индекс ожиданий падает весь год», — говорит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. Причины разные: повышение налогов, увеличение тарифов, общее снижение спроса. Кроме того, в экономике начинается вторая волна кризиса, что тоже прибавляет негатива.
«Предпринимателей пугает неопределенность», — согласен эксперт московского отделения «ОПОРА России» Сергей Зеленов. Такие ситуации, как перепалка Кудрина и Дворковича по поводу повышения налогов, делают деловой климат нервным. «Опасения связаны в основном с ожиданием новой волны финансового кризиса, сменой руководства и ключевых фигур в стране», — добавляет он.
Опасения российских предпринимателей подтверждают показатели промышленности. Индекс Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), рассчитываемого по инициативе Минпромторга, показывает, что восстановление промышленности после кризиса 2008 года закончилось, а драйверов для дальнейшего роста нет. По итогам года в институте ожидают, что среднее значение индексов увеличится ненамного: 3,6% для индекса производства и 4,2% для индекса спроса. Для сравнения, в 2010 году прирост индекса производства составил 7,8%, а индекс спроса — 10%. «Падения пока нет, есть замедление темпов спроса. 3—4% — это еще не стагнация, но очень сильное замедление, такого не было в двухтысячные годы», — говорит эксперт ИПЕМ Наталья Порохова.
Пока вероятность кризиса достаточно низкая, уверен главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Наиболее вероятный сценарий — это замедление и падение темпов роста, в этом случае рост экономики остается на уровне около 3%», — считает он. Предпосылки этого видны уже сейчас: банки снижают прямое кредитование, а проценты по кредитам растут. «Отличия сегодняшней ситуации от 2008 года в том, что сейчас ниже уровень ликвидности и задолженности как в корпоративном, так и в госсекторе», — отмечает он.
Основной риск для российской экономики — несбалансированный даже при высоких ценах на нефть бюджет, считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. «В 2012—2013 годах в случае коррекции цен на 10—15% мы можем столкнуться с резким роста дефицита бюджета», — говорит он. Учитывая сложную ситуацию в мировой экономике, вероятность такого сценария высока. Поэтому, несмотря на неплохие показатели этого года, ожидания на будущий год остаются пессимистичными: темп роста ВВП окажется существенно ниже 3%, полагает эксперт.
РБК daily Анна Резникова
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?