Бизнес больше не питает радужных надежд: как показало исследование экономической конъюнктуры KPMG International, за полгода настроения предпринимателей во всем мире ухудшились — они готовятся к новому кризису. Индексы промышленности России оптимизма не добавляют: падения пока нет, но экономика на пороге стагнации.
Пессимистичные настроения в KPMG объясняют общим замедлением темпов роста мировой экономики. «Мир переживает период существенной экономической неустойчивости и неопределенности, что создает значительные трудности для компаний почти на всех рынках», — отмечает управляющий партнер компании в России и СНГ Эндрю Крэнстон. Сомнения в устойчивом росте США и обеспокоенность относительно дефолта в ЕС говорят о том, что «уровень предпринимательской уверенности будет нестабильным в течение следующих нескольких кварталов», уверен он.
Центрами экономического пессимизма стали страны ЕС и БРИК. Предприниматели Евросоюза беспокоятся за судьбу единой валюты из-за тяжелого положения периферийных государств, а в китайском секторе промпроизводства и в индийском секторе услуг произошло самое существенное падение показателей роста.
Российские предприниматели тоже смотрят в будущее с грустью. «По нашим данным, индекс ожиданий падает весь год», — говорит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. Причины разные: повышение налогов, увеличение тарифов, общее снижение спроса. Кроме того, в экономике начинается вторая волна кризиса, что тоже прибавляет негатива.
«Предпринимателей пугает неопределенность», — согласен эксперт московского отделения «ОПОРА России» Сергей Зеленов. Такие ситуации, как перепалка Кудрина и Дворковича по поводу повышения налогов, делают деловой климат нервным. «Опасения связаны в основном с ожиданием новой волны финансового кризиса, сменой руководства и ключевых фигур в стране», — добавляет он.
Опасения российских предпринимателей подтверждают показатели промышленности. Индекс Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), рассчитываемого по инициативе Минпромторга, показывает, что восстановление промышленности после кризиса 2008 года закончилось, а драйверов для дальнейшего роста нет. По итогам года в институте ожидают, что среднее значение индексов увеличится ненамного: 3,6% для индекса производства и 4,2% для индекса спроса. Для сравнения, в 2010 году прирост индекса производства составил 7,8%, а индекс спроса — 10%. «Падения пока нет, есть замедление темпов спроса. 3—4% — это еще не стагнация, но очень сильное замедление, такого не было в двухтысячные годы», — говорит эксперт ИПЕМ Наталья Порохова.
Пока вероятность кризиса достаточно низкая, уверен главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Наиболее вероятный сценарий — это замедление и падение темпов роста, в этом случае рост экономики остается на уровне около 3%», — считает он. Предпосылки этого видны уже сейчас: банки снижают прямое кредитование, а проценты по кредитам растут. «Отличия сегодняшней ситуации от 2008 года в том, что сейчас ниже уровень ликвидности и задолженности как в корпоративном, так и в госсекторе», — отмечает он.
Основной риск для российской экономики — несбалансированный даже при высоких ценах на нефть бюджет, считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. «В 2012—2013 годах в случае коррекции цен на 10—15% мы можем столкнуться с резким роста дефицита бюджета», — говорит он. Учитывая сложную ситуацию в мировой экономике, вероятность такого сценария высока. Поэтому, несмотря на неплохие показатели этого года, ожидания на будущий год остаются пессимистичными: темп роста ВВП окажется существенно ниже 3%, полагает эксперт.
РБК daily Анна Резникова