Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На местный рынок спешит платежная система JCB
России пошла японская карта
Японская платежная система JCB в скором времени собирается выйти на российский рынок. Планируется, что в качестве расчетного банка системы выступит Альфа-банк. Впрочем, эксперты считают, что после решения Visa и MasterCard продолжать бизнес в России шансов на сколько-нибудь значимую долю на российском рынке у японской системы немного.
Об активизации японской платежной системы JCB по выходу на российский рынок “Ъ” рассказали несколько его участников. По их словам, JCB планирует это делать в партнерстве с Альфа-банком. Директор процессингового центра Альфа-банка Вилен Тимирязев подтвердил, что соответствующие переговоры с JCB были и предварительные договоренности достигнуты. «Мы уже стали членом JCB, имеем опыт работы с JCB в качестве эквайера “Аэрофлота”, далее, согласно договоренностям, планируем осуществлять функции расчетного банка этой платежной системы в России»,– пояснил господин Тимирязев. Плюсы этого статуса – остатки на корсчетах банков–участников системы и дополнительный комиссионный доход, уточнил он.
Впрочем, на начальном этапе материальный аспект вряд ли будет заметным, в этот момент скорее интересен статус, уточняет Вилен Тимирязев. «Если все пойдет по плану, в первую очередь потенциальной целевой аудиторией карт JCB станут граждане, часто летающие в Китай, Японию, Южную Корею, где Visa с MasterCard недостаточно хорошо представлены»,– рассказывает он. А в дальнейшем, по мере развития инфраструктуры в России,– и остальные клиенты.
Для начала практической реализации этих планов JCB осталось сделать фактически последний шаг – к регулятору. «Чтобы JCB выйти на российский рынок, а статус Альфа-банка как расчетного закрепить документально, сначала JCB нужно получить в ЦБ разрешение на работу в России в качестве платежной системы»,– говорит Вилен Тимирязев. По данным “Ъ”, документы могут быть поданы уже в ближайшее время. У JCB серьезные амбиции по работе в России, рассказывают участники рынка, и их не умаляет тот факт, что фактические монополисты на нем (Visa и MasterCard) уходить пока передумали.
5 мая президент РФ Владимир Путин подписал пакет поправок к закону «О национальной платежной системе», которые потребовали от международных игроков либо строительства в России процессинговых центров, либо размещения в ЦБ обеспечительных взносов в размере двухдневного оборота (в совокупности оценочно $2,9 млрд для Visa и MasterCard, см. “Ъ” от 15 мая). Это ставило под вопрос дальнейшее функционирование этих систем в России. Однако в конце прошлой недели стало известно, что на строительство процессинговых центров в России международным системам дали полтора года, скорее всего, будет отсрочка и по депозиту в ЦБ.
По словам источника “Ъ”, знакомого с планами JCB, решение о выходе в Россию как одну из стран БРИКС было принято акционерами этой платежной системы еще в прошлом году и не стало реакцией на сигналы о возможных проблемах Visa и MasterCard на российском рынке. Официальный комментарий JCB получить не удалось.
У JCB и Visa и MasterCard – несопоставимые объемы присутствия на международном рынке, отмечает предправления банка «Авангард» Валерий Торхов. Однако JCB могла бы занять определенную нишу на российском рынке, полагают эксперты. Часть клиентов может захотеть завести карты JCB в качестве подстраховки, говорит господин Торхов, при этом японскую карту, скорее всего, могут предлагать в качестве дополнительной услуги некоторые крупные банки. Кроме того, по мнению председателя совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николая Смирнова, JCB из-за небольшого объема может предложить более гибкие тарифы, в том числе и по снятию наличных. Другой источник “Ъ” полагает, что JCB сможет предложить банкирам «более выгодные условия по лицензионным платежам за использование технологий и бренда».
Светлана Дементьева, Валерия Козлова, Ольга Шестопал, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.