Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 348
Поделиться
На чьи деньги торговать
Кредиты, облигации или IPO — как только кризис пошел на спад, торговые сети начали активно изучать все возможные источники финансирования. Питерская сеть гипермаркетов «О’кей», запланировавшая IPO на следующий год, сейчас выбирает банк для привлечения кредита на 1,2 млрд руб. Взять кредит проще, чем выпустить облигации, считает руководство сети. В отличие от «О’кей» «Копейка» выбрала долговой рынок, объявив о размещении нескольких выпусков облигаций на 14 млрд руб.
В течение ближайшего месяца «О’кей» решит, у какого банка возьмет кредит на 1,2 млрд руб. Среди претендентов — ЕБРР, Сбербанк, ВТБ и UniCredit, рассказал финансовый директор торговой сети Дмитрий Пряников. Компания намерена взять долгосрочный кредит на пять лет, обеспечением послужат объекты недвижимого имущества. Сейчас ритейлер использует кредиты UniCredit, Сбербанка и ВТБ. На 1 января этого года сумма долга составила 15 млрд руб.
«Мы считаем, что в данной ситуации проще взять кредит у банка, чем выпускать, допустим, облигации. Если компания еще не выходила на биржу, для нее выход на долговой рынок может стать лотерейным билетом», — объясняет г-н Пряников. Выход на биржу намечен на следующий год: «О’кей» может продать до 30% акций и получить за них до 500 млн долл.
Такого же мнения в отношении кредитов придерживается и руководство «Дикси». Акционеры торговой сети на этой неделе одобрили привлечение синдицированного кредита объемом до 235 млн долл., говорится в материалах компании. В том числе до 200 млн долл. готовы организовать банки ING, UniCredit, «Райффайзен» и «Сосьете Женераль Восток».
«Копейка» пока раздумывает, каким способом привлечь деньги. Вчера торговая сеть заявила о намерении разместить несколько выпусков облигаций на 14 млрд руб. «Когда мы начнем размещать облигации, мы увидим доходность и примем окончательное решение — размещаться дальше или привлекать деньги у банков», — заявил главный исполнительный директор компании Максим Гольдберг. Он затруднился сказать, что сейчас выгоднее — брать кредиты или размещать облигации.
По мнению г-на Гольдберга, в привлечении средств через долговой рынок есть три основных момента — процентная ставка, срок и обеспечение: «У облигаций нет обеспечения, мы размещаемся на длительный срок, рассчитываем на низкую ставку».
По мнению аналитиков, выпуск облигаций может стать альтернативой IPO «Копейки», которое, по данным банковского источника, должно состояться в конце 2010 — начале 2011 года в России и, возможно, в Лондоне.
Ритейлер
хочет привлечь 300—500 млн долл. для погашения долга, который составляет 10 млрд руб.
Член совета директоров компании «Виктория» Николай Власенко считает, что сейчас на рынке время облигационных займов: «Если речь идет о длинных деньгах, интереснее облигационный заем. Фондовый рынок пляшет, валюты скачут, условия кредита могут быть ужесточены, а долговой рынок стабилен — никто вам ничего не перенесет, и ставка не повысится». Сама «Виктория» отказалась от планов IPO, которое могло принести до 300 млн долл.
По словам аналитика Газпромбанка Рустама Шихахмедова, важным фактором для размещения облигаций является наличие рейтинга — это позволяет компании надеяться, что доходность будет приемлемого уровня. В таком случае это будет дешевле, чем банковский кредит. Однако сейчас среди торговых сетей рейтинг Standard & Poor’s есть только у Х5 и «Копейки».
«Не все компании имеют возможность выйти на облигационный рынок, у ритейлера должен быть соответствующий размер, который дает возможность взять более длинные деньги и по приемлемым ставкам, — замечает аналитик «Тройки Диалог» Виктория Соколова. — Однако придется нанимать банк, чтобы сделать размещение, за весь процесс заплатить — это недешево». При кредитовании размер компании также имеет значение, говорит г-жа Соколова: «Например, кредиты Х5 будут значительно отличаться от кредитов «Копейки».
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?