Декоративное изображение
2 206

Поделиться

На «Беломор» надвигается шторм

Philip Morris хочет захватить «Беломорканал»

Казахстанское отделение компании Philip Morris, одного из крупнейших производителей табачных изделий, пытается получить исключительное право на производство сигарет под старейшей советской маркой «Беломорканал». Сейчас папиросы под этим брендом производят более пяти компаний, но сам бренд не принадлежит ни одной из них. В прошлом году получить монопольное право пользоваться легендарным табачным брендом пыталась компания «Промбизнесгрупп», но получила отказ.

Кто придумал «Беломор»

В российском отделении компании Philip Morris ничего о планах казахских коллег не знают. Но в Казахстане у компании есть свои мощности, на которых, видимо, и собираются производить советские папиросы. В «Филип Моррис Казахстан» «Маркеру» не ответили на запрос.

Сейчас «Беломорканал» производят японская JTI (выпускающая также Winston, Camel, Mild Seven), «Донской табак», а также ряд российских заводов – Погарская фабрика, Канская табачная фабрика, «Омич».

Рынок папирос в России неуклонно сокращался последние 20 лет. По словам генерального директора «ТабакПром» Вадима Желнина папиросы составляют менее 1% российского табачного рынка. «Потребление папирос устойчиво снижалось с начала 1990-х годов, сейчас оно зафиксировалось на уровне примерно 3 млрд папирос в год. Конечно, большая часть всех папирос в России выходят под маркой «Беломорканал».

Марка папирос «Беломорканал» создана во второй половине 1930-х годов на заводе имени Урицкого в Ленинграде. Автор табачной смеси – технолог Иониди, автор рисунка на пачке – художник Андрей Тараканов.

Придать «Беломору» новое звучание попыталась компания «Донской табак», которая стала выпускать папиросы премиум-класса, они стоят 60 рублей – в папиросах используются те же смеси, просто упакованы они в металлическую пачку.

Как делят советский бренд

Philip Morris не первая компания, пытающаяся получить эксклюзивное право на использования советского бренда. В августе прошлого года заявку в Роспатент подала компания «Промбизнесгрупп», ранее не производившая сигаретной продукции. Ее директор Азамат Ибатуллин рассказал Маркеру, что в декабре из Роспатента ему пришел отказ в регистрации.

«Беломорканал» в настоящее время воспринимается потребителем как одна из самых известных марок табачной продукции эпохи СССР и по сути является обозначением, которое вошло в употребление как обозначение товара определенного вида, – говорится в ответе Роспатента. – На сегодняшний день существует большое число независимых производителей табачной продукции «Беломорканал». Таким образом, заявленное обозначение в целом не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака».

В Роспатенте также отметили, что марка была создана на госпредприятии и за средств госбюджета, при этом она связана с «одним из самых масштабных строительных проектов СССР». «Намерение заявителя использовать обозначение в качестве товарного знака, использовав узнаваемость, высокую репутацию и сложившуюся известность марки, может быть воспринято как противоречащее общественным интересам», – написано в документе.

Впрочем, «Промбизнесгрупп» не сдается. В адрес Роспатент направлено 16-страничное письмо, в котором подробно приводятся все возражения компании. «Промбизнессгрупп» не согласна с тем, что «Беломорканал» не обладает различительной способностью, а также с трактовкой о том, что такое «противоречие общественным интересам».

Патентный поверенный Александр Осокин уверен, что компания может еще повернуть решение в свою пользу. «Действительно, утверждение, что «Беломорканал» не обладает различительной способностью потому, что производством папирос под такой маркой занимается много разных фирм – некорректно. Наоборот, много фирм производят табак под этим названием, потому что оно обладает очень яркой различительной способностью. Когда человек слышит это название, он сразу понимает, о чем идет речь». Не самым сильным считает Осокин и аргумент Роспатента о «противоречии общественным интересам».

«Тут речь идет скорее о недобросовестной конкуренции – получается, что какая-то одна компания хочет обладать исключительным правом на производство сигарет под маркой, которую придумали и создавали не они».

О перспективах разбирательства говорить трудно, считает эксперт. «Например, старой советской маркой «Птичье молоко» сейчас обладает какая-то компания, которая успела вовремя подсуетиться. Это не совсем справедливо, потому что технология производства известна многим, и те, кто производят такие конфеты гораздо лучше, теперь не могут маркировать свою продукцию. С другой стороны, это закон рынка».

Есть другой пример с сигаретами «Прима» – это коллективный товарный знак, он принадлежит объединению табачных компаний «ТабакПром», и производить сигареты под этим брендом могут все участники объединения. Исход дела будет, видимо, зависеть от юристов с той и с другой стороны.

Олеся Шмагун, Маркер

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами