Декоративное изображение
3 096

Поделиться

Н.Новгород: Производители создают торговую сеть

Нижегородские производители продуктов питания активно создают в регионе сеть фирменных магазинов шаговой доступности, чтобы хоть как-то компенсировать снижающуюся норму прибыли от поставки своих товаров ритейлерам

Об этом говорилось в ходе круглого стола «Допуск товаров нижегородских товаропроизводителей для реализации через торговые сети и исполнения государственных и муниципальных заказов», прошедшего в торгово-промышленной палате. Процесс идет на фоне увеличения до 65 процентов доли нижегородских товаров в местных магазинах региональных, федеральных и международных торговых сетей благодаря реализации областной программы «Покупай нижегородское».

Крупнейшие российские продуктовые ритейлеры и поставщики недавно подписали в Москве в присутствии первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Этот документ упрощает взаимодействие ритейлеров и поставщиков в рамках действующих федеральных законов «О торговле» и «О защите конкуренции» и делает его более информационно прозрачным, работающим на пользу потребителям. Аналогичный кодекс необходимо подписать и нижегородским торговым сетям и товаропроизводителям. Впрочем, местные товаропроизводители отнеслись к этому предложению весьма скептично.

- Руководителей торговых сетей совсем не волнует судьба нижегородских и всех остальных российских сельхозпроизводителей, – поделился мнением генеральный директор одного из российских агрохолдингов Вячеслав Романов. – Не будет отечественных поставщиков – найдутся зарубежные. Но даже если нижегородские представители торговых сетей вдруг все же подпишут такой кодекс и создадут прецедент, то это совсем не значит, что он будет работать.

Директор государственного казенного учреждения Нижегородской области «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции» Валерий Тарбеев считает, что одним из альтернативных каналов для сбыта продукции местных товаропроизводителей могут стать госзакупки для нужд региона, на которые в 2012 году было направлено более 50 миллиардов рублей. Агентство сейчас разрабатывает информационную систему, которая позволит связать воедино товарные потребности муниципальных и государственных учреждений и предложения поставщиков. В сентябре 2013 года систему предполагается запустить в эксплуатацию.

Некоторые торговые сети уже перешли на закупки товаров через электронные торги, однако не всем отечественным поставщикам выгодно в них участвовать, утверждает директор по коммерции одной из нижегородских агрофирм Александр Иванцов. Издержки предприятий и себестоимость их продукции зависят от того, в какой климатической зоне расположено сельскохозяйственное производство. Немалую роль играет также стоимость электроэнергии в том или ином регионе. Да и финансовая поддержка сельхозпроизводителей из региональных бюджетов весьма разнородна как по объемам, так и по направлениям. Поэтому неудивительно, что в Нижний Новгород куриные яйца везут и из Татарстана, и из Сибири. Сети, создав распределительные центры, могут принимать товары, привезенные из любой точки страны или из-за рубежа.

- С помощью торгов сетевики «отжимают» поставщиков по цене в тот период, когда спрос на продукцию падает, – говорит Александр Иванцов. – В этом случае совокупная торговая наценка сети с учетом бонусов и премий достигает 70 процентов. Поэтому электронные торги для нас, производителей, это способ отдать свою наценку продавцам.

В начале очередного календарного года сетевики меняют условия сотрудничества с поставщиками, вводя новые бонусы. При этом, чтобы обойти федеральный закон «О торговле», они придумывают все новые формы поборов. Это и договоры маркетинга, и новые условия списания продовольственных товаров. Выкручивание рук поставщикам обусловлено тем, что руководство сетей ставит перед своими менеджерами задачу окупить инвестиции в открытие новых магазинов в течение двух лет. Поскольку извлечь максимально возможную прибыль за счет увеличения цен для покупателей невозможно из-за конкуренции между самими сетями, ставка делается на снижение закупочных цен. Или по крайней мере на введение моратория на их повышение при благоприятной конъюнктуре, например в декабре.

Отдельная проблема – качество поставляемых в сети продуктов питания. Технический регламент в настоящее время позволяет указывать на коробкескажем, куриных яиц, не дату их производства, а дату упаковки. Этой прорехой и пользуются недобросовестные предприниматели, закупающие дешевую (на 25-30 процентов ниже рыночной цены) просроченную продукцию птицефабрик, заново ее упаковывающие и поставляющие в сети, мини-маркеты, социальные учреждения (выиграть конкурс на поставку по цене им не составляет труда). А Роспотребнадзор и СЭС работают только по письменным заявлениям потребителей, когда есть пострадавшие.

- Участвуя в конкурсах на поставку продуктов питания для бюджетных учреждений, мы неоднократно сталкивались с такими ситуациями, когда выигравшие частные предприниматели поставляли некачественные, несколько раз перемороженные, накачанные раствором мясопродукты, – развивает тему Вячеслав Романов. – Именно за счет низкого качества они и добиваются низких цен, а добросовестный товаропроизводитель при таком раскладе ни один конкурс не выиграет.

Что же касается торговых сетей, то там, по мнению Вячеслава Романова, тоже следует усилить контроль качества продуктов питания. В частности, это касается практики так называемых авансированных сроков производства товара, когда на полках в магазине лежит продукция, якобы произведенная накануне, хотя на самом деле она привезена за тысячу километров и никак не могла быть изготовлена в указанную дату.

Подводя итоги всему сказанному, начальник отдела контроля экономической концентрации Нижегородского УФАС России Ирина Кошелева заявила, что закон «О защите конкуренции» торговыми предприятиями нарушается, но вследствие пассивного поведения поставщиков (никто не хочет наживать себе могущественных врагов) выявить такие нарушения невозможно.

- В настоящее время поставщики предпочитают терпеть в отношении себя дискриминацию, а не обращаться за защитой, – резюмировала Ирина Кошелева.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами