Декоративное изображение
864

Поделиться

Мюнхенская прокуратура проверяет сделки Siеmens в России

Мюнхенская прокуратура проверяет сделки Siеmens в России. Правоохранители не исключают, что корпорация подкупала российских чиновников, чтобы получить крупные контракты с “Мегафоном” и “Связьинвестом”.

Расследование деятельности телекоммуникационного подразделения Siemens, которое ведет прокуратура Мюнхена, затронуло Россию. Как сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на “осведомленные источники”, мюнхенские прокуроры взялись изучать отношения Siemens с рядом ее российских клиентов. И прежде всего — с “Мегафоном” и “Связьинвестом”.

Скандал вокруг Siemens разгорелся осенью 2006 г. Более 200 полицейских обыскали офисы и дома сотрудников Siemens, после чего прокуратура Мюнхена сообщила о подозрительных банковских транзакциях на 200 млн евро. Она предположила, что сотрудники телекоммуникационного подразделения переводили деньги на счета в Австрии, Швейцарии и Лихтенштейне с целью подкупа чиновников и клиентов Siemens в других странах. Вскоре Siemens признала, что ее менеджеры могли направить на взятки 420 млн евро ($556 млн).

В России Siemens — один из крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования. По данным самой корпорации, оборот ее российского подразделения в 2006 финансовом году составил $1,2 млрд евро ($1,58 млрд). Бизнес Siemens в России вырос в том числе благодаря контрактам с “Мегафоном” (в 2002-2005 гг. тот приобрел оборудование Siemens не менее чем на $200 млн) и “Связьинвестом” (в мае 2002 г. компании заключили контракт на $150 млн). Соглашение со “Связьинвестом” подписывал тогдашний глава телекоммуникационного подразделения Siemens Томас Гансвиндт, заявивший: сделка “превращает Siemens в ведущего поставщика коммутационных систем в России”. В сентябре 2006 г. Гансвиндт покинул Siemens, а два месяца назад его арестовали. Позднее он был освобожден, но остался подозреваемым.

Журналисты WSJ ознакомились с одним из ордеров на обыск офисов руководства Siemens, выданным прокуратурой в октябре 2006 г. В ордере говорится, что Siemens могла давать взятки российским чиновникам, регулирующим телекоммуникационный сектор, в обмен на заключение крупных сделок. Информацию о том, что германская корпорация платила в России взятки, подтверждают минимум три свидетеля по делу Siemens, с показаниями которых ознакомилась WSJ. К продажам оборудования в России были причастны трое бывших топ-менеджеров Siemens, включая бывшего руководителя ее финансовой службы Михаэля Кученройтера. По словам Кученройтера и еще одного свидетеля — бывшего менеджера по продажам телекоммуникационного подразделения Райнхарда Зикачека, в курсе махинаций был и Руди Лампрехт, прежде возглавлявший подразделение по выпуску мобильных телефонов Siemens. Сейчас Лампрехт входит в совет правления Siemens и отвечает в том числе за бизнес в России. Он передал WSJ, что ничего не знает о злоупотреблениях при заключении сделок в России. Представитель прокуратуры Мюнхена отказался от комментариев.

“Мегафон”, говорит его пресс-секретарь Марина Белашева, не получал от правоохранительных органов запросов в связи с Siemens. Российский оператор работает также с Huawei и Nokia, а Siemens выиграл лишь тендеры на поставку оборудования в Поволжье и на Урал, добавляет Белашева. Замгендиректора “Связьинвеста” Владимир Желонкин говорит, что Siemens входит в первую тройку поставщиков оборудования фиксированной связи для компаний холдинга. Но сам “Связьинвест” никогда не работал с Siemens напрямую и запросов не получал, говорит он.

Оборудование у Siemens закупают и другие российские операторы. Например, Siemens — давний стратегический партнер МТС, напоминает пресс-секретарь этого оператора Ирина Осадчая. Германская компания была одним из учредителей МТС (она вышла из состава акционеров лишь три года спустя, в конце 1996 г.) — этим и объясняются ее сильные позиции в России, считает ведущий аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов.

Но мюнхенских прокуроров интересуют в первую очередь отношения Siemens с операторами, собственником которых называет себя датский юрист Джеффри Гальмонд, говорят источники WSJ. В “Мегафоне” Гальмонду принадлежит 8% акций через бермудский IPOC и еще 18,4% — через петербургский “Телекоминвест”. А “дочки” “Связьинвеста” много лет закупали оборудование через “РТК-Лизинг”, тоже подконтрольную Гальмонду. В мае 2006 г. цюрихский арбитраж, разбиравший дело о принадлежности 19,4% “Мегафона” (большей части блокпакета, в 2003 г. приобретенного “Альфа-групп”), счел реальным бенефициаром IPOC не Гальмонда, а российского министра информтехнологий и связи Леонида Реймана. Предположение о том, что Рейман стоит за рядом фирм, включая контролирующую “Телекоминвест” люксембургскую First National Holding, высказывала и франкфуртская прокуратура. Сам министр это не раз отрицал.

“У меня нет сведений о том, что в отношении меня велись или ведутся какие-либо расследования, — передала вчера "Ведомостям" пресс-служба Мининформсвязи слова Реймана. — В мой адрес никогда не поступали официальные обращения правоохранительных органов ни одной из зарубежных стран с просьбой дать показания или выступить в качестве свидетеля”. Связаться с Гальмондом вчера не удалось.

Справка:Siemens выпускает оборудование для электроэнергетики, медицины, телекоммуникаций, электронику для автомобилей. Выручка за финансовый год, завершившийся в сентябре 2006 г., — 87,3 млрд евро ($113,53 млрд), чистая прибыль — 3 млрд евро ($3,9 млрд).

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами