Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Москве и Подмосковью грозит дефицит хлеба
Союз производителей хлеба Московской области направил в подмосковное управление Федеральной антимонопольной службы обращение, в котором рассказал о критическом состоянии хлебозаводов, сообщает «РБК daily». Из-за роста цен на зерно пшеничная мука высшего сорта подорожала за десять месяцев этого года на 63,5% – до 15,7 тыс. руб. за тонну, первого сорта – на 79,5% – до 14,9 тыс. руб. за тонну.
Ржаная мука обходится пекарям в 10,2 тыс. руб. за тонну (на 24,4% дороже). И это еще не предел: в ближайшее время мука подорожает еще на 10%. Ситуация усугубляется тем, что мукомолы грозятся отпускать свою продукцию по предоплате.
Хлебозаводы не могут компенсировать растущие расходы, повышая цены, сетует председатель правления Союза производителей хлеба Московской области Алена Сабатарова. «Несмотря на дорожающие энергоресурсы и рост зарплат, хлебозаводы в последние два года не повышали отпускные цены на свою продукцию крупным федеральным сетям», – заявила она «РБК daily».
По словам А.Сабатаровой, летом этого года предприятия начали обращаться к ретейлерам с предложением повысить закупочные цены на хлеб в среднем на 10%, однако получили отказ. При этом сами торговые сети накручивают свыше 35% на социально значимые сорта хлеба, возмущается глава ассоциации.
В итоге примерно половина из 34 промышленных хлебопекарных предприятий Московской области накопила значительные убытки. Теперь банки не дают кредиты, и хлебозаводам не хватает оборотных средств для приобретения муки. Если исполнительная власть не примет меры, в магазинах Московского региона могут начаться срывы поставок хлеба, предупреждает эксперт.
«О цене на хлеб власти вспоминают перед выборами или в случае чрезвычайных ситуаций. В остальное время хлебопеки предоставлены сами себе», – сетует А.Сабатарова.
В подмосковном управлении ФАС не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
По словам президента одного из крупнейших производителей муки АПК «Стойленская нива» Дмитрия Древлянского, в последние месяцы календарного года хлебозаводы стараются заготовить сырье заблаговременно перед чередой зимних праздников.
Спрос на муку в это время высок, и ее стоимость в меньшую сторону не изменится даже при колебании цен на зерно. Однако, делая предоплату, хлебопеки могут фиксировать цену на муку. «А мы с помощью денег, полученных за муку, фиксируем цену на зерно», – добавил Д.Древлянский.
Опрошенные «РБК daily» ретейлеры признали, что в последние месяцы получают массовые предложения о повышении закупочных цен на хлеб. Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов рассказал «РБК daily», что такие обращения идут с августа.
Некоторые хлебопеки, по его словам, направляли в компанию «одиозные письма» с требованием повысить цену закупки на 10-20%. «Эти документы теперь перенаправляются в ФАС, которая интересуется ситуацией повышения цен на зерно и вслед за ним на хлеб», – говорит М.Сусов.
В регионах антимонопольные органы уже начали реагировать на подорожание хлеба. К примеру, ростовское и пензенское управления ФАС возбудили дела в отношении местных хлебозаводов, посчитав необоснованным повышение цен на хлеб.
Однако некоторым поставщикам ретейлеры пошли навстречу. Х5 увеличила закупочную цену в ряде случаев на 3-5%. Сеть гипермаркетов «О'кей» повышала цену в случаях, когда это соответствовало рынку, то есть было в рамках роста цен на зерно, отметил пресс-секретарь сети Артем Глущенко.
А «Магнит» поставщикам отказал, объяснив, что хлеб – социально значимый продукт и доля, которую занимает в себестоимости зерно, не настолько значительна, чтобы повышать цены на полке. Большинство пекарей согласились с доводами сети, и стороны договорились зафиксировать нынешние цены, отметил IR-директор компании «Тандер» (управляет сетью «Магнит») Олег Гончаров. Поставщики попросили лишь о больших объемах продаж, добавил он.
Что касается наценки, о которой говорят производители хлеба, это утверждение преувеличено: на социально значимые виды она не превышает 10%, утверждает А.Глущенко. На некоторые позиции хлебобулочных изделий наценка может быть и 35%, признает пресс-секретарь «Дикси» Лаврентий Губин. «Но это не средний показатель в категории. Например, в наших магазинах есть хлеб высшего сорта с наценкой менее 2%», – уточнил он. В «Магните» наценка на социальный хлеб составляет 3-7%, на остальную продукцию – 10-15%.
«Как бы мы ни поступали в таких ситуациях, все равно окажемся виноваты, – резюмирует М.Сусов. – Если станем отказывать, поставщики будут считать, что губим российский бизнес, а если пойдем у них на поводу – раскрутим маховик инфляции».
По данным Роспотребнадзора по Московской области, производство хлеба и хлебобулочной продукции в регионе осуществляют 200 предприятий, в том числе 34 промышленных. В 2011г. они произвели 380,7 тыс. т хлебобулочных изделий, 52% хлеба продается через торговые сети. Крупнейшими производителями являются «Щелковохлеб» (10,1% рынка), «Настюша» (8,3%) и «Воскресенскхлеб» (5,9%).
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.