Декоративное изображение
2 404

Поделиться

Москва заказала себе маломерки

Вместо моллов чиновники предлагают строить крохотные торгцентры

По сравнению с европейскими городами в Москве ощущается дефицит торговых помещений: на 1 тыс. жителей здесь приходится всего 695 кв. м площадей, тогда как в среднем по Европе — около 1,5 тыс. кв. м, подсчитал департамент торговли и услуг города. Но проекты больших моллов из-за высокой нагрузки на транспортную инфраструктуру команда нового мэра поставила под запрет, поэтому сокращать дефицит чиновники планируют за счет строительства совсем маленьких торгцентров (до 5 тыс. кв. м).

В конце июня департамент торговли и услуг города Москвы и «Опора России» подготовили «Концепцию развития розничной и оптовой торговли в Москве», согласно которой основная задача московских властей — увеличение площади торговых помещений в столице за счет строительства магазинов шаговой доступности и районных торговых центров (до 5 тыс. кв. м). Для сравнения: площадь крупнейшего московского торгцентра «Золотой Вавилон Ростокино» составляет 211 тыс. кв. м, ТК «Европейский» — 180 тыс. кв. м. По словам директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, в среднем площадь 3–5 тыс. кв. м занимает стандартный супермаркет сети «Перекресток».

Согласно концепции, в Москве на тысячу жителей приходится 695 кв. м торговых площадей, в то время как в Европе в среднем этот показатель составляет 1,5 тыс. кв. м. Консалтинговые компании называют более низкие цифры: около 270–300 кв. м на тысячу жителей (разница объясняется спецификой подсчета: департамент берет в расчет любые торговые площади, а аналитики учитывают лишь помещения в современных торговых центрах и на основных торговых улицах; см. рисунок). При этом в некоторых спальных районах Москвы обеспеченность торговыми площадями в два-три раза ниже, чем в среднем по Москве. К примеру, в районе Восточный на тысячу жителей приходится 103 кв. м торговых площадей, в Капотне — 229 кв. м, в Нагатинском Затоне — 250 кв. м, а в Ростокино — 308 кв. м. «Часто такие показатели обеспечиваются расположенными в районе мегамоллами, а небольшие торгцентры и магазины шаговой доступности в них вовсе отсутствуют»,— говорит заместитель руководителя департамента торговли и услуг Никита Кузнецов.

Кроме того, крупные торгцентры оказывают существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Именно поэтому авторы концепции предлагают сконцентрировать основные усилия на строительстве локальных объектов. «Сейчас более 50% прибыли торговых компаний уходит на оплату аренды, но увеличение предложения небольших объектов позволит снизить ставки»,— полагает вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов.

По данным Colliers International, на начало 2011 года в Москве насчитывалось около 6,5 млн кв. м качественной торговой недвижимости (торгцентры и помещения в торговых коридорах).

Предложение департамента торговли вписывается в градостроительную политику команды нового мэра, направленную на ограничение масштабного строительства в городе, отмечают участники рынка недвижимости. В декабре 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что московские власти приняли решение о запрете строительства 400 тыс. кв. м торговой недвижимости в центре города. Под запрет попали проект AFI Development под площадью Тверской Заставы (109 тыс. кв. м), торговый центр под Пушкинской площадью (33 тыс. кв. м, инвестор — ОАО «ТДЦ «Тверской»»), проект ИПГ «Евразия» под Пушкинской площадью (около 120 тыс. кв. м) (см. «Ъ» от 14 декабря 2010 года).

Предприниматели, строящие небольшие торгцентры, концепцию поддерживают. «Крупных торговых центров в Москве уже достаточно, а вот малые форматы необходимо развивать»,— считает президент ГК «Шагмаг» Мецо Игитян. Однако, по его словам, власти должны предоставить таким инвесторам упрощенный режим согласования проектов. По оценкам управляющего директора Management Development Group Дмитрия Потапенко, себестоимость строительства торгцентров малой площади на 30% выше, чем крупных объектов, поскольку стоимость подведения коммуникаций и получения всех разрешений у них одинаковая. Впрочем, и. о. руководителя отдела исследований «Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis» Андрей Васюткин полагает, что Москве не нужно такое количество торговых площадей, как в Европе. «Если в ближайшие годы обеспеченность торговыми площадями вырастет до 1,5 тыс. кв. м на тысячу жителей, то пустовать будет более 30% помещений»,— считает он. По его словам, основной спрос на малые объекты сформируют торговцы с ликвидируемых рынков и владельцы уличных киосков.

Антон Белых

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами