Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Москва уступила Казани лидерство по обеспеченности торговыми площадями
Москва уже не является лидером по обеспеченности населения торговыми площадями. По данным Colliers International, в январе 2008 г. на первое место в этой категории в России вышла Казань. Здесь на 1000 жителей приходится 250 кв. м арендопригодной площади — это почти на треть больше, чем в столице. К наиболее обеспеченным рынкам относятся Ярославль (199 кв. м), Самара (187 кв. м), Набережные Челны (173 кв. м), Ростов-на-Дону (159 кв. м) и Нижний Новгород (158 кв. м).
Однако если полагаться на заявленные девелоперами планы строительства, то в ближайшие годы в тройку лидеров войдут Омск, Уфа, Новосибирск. Сегодня на этих некогда закрытых для внешних инвестиций рынках объем заявленных площадей значительно превышает материальные возможности потребителей. Если все анонсированные торговые центры Омска откроются в течение ближайших трех лет, то его обеспеченность торговыми площадями превысит 900 кв. м на 1000 жителей.
Стратегия развития региональных девелоперских компаний может ограничиваться и одним городом, а может распространяться на несколько регионов. Все зависит от доступных финансовых и организационных ресурсов, наличия административного ресурса, который сейчас в регионах во многих случаях является определяющим.
Лучшие региональные проекты по концепции схожи с московскими и не имеют заметных отличий по составу представленных брендов. Это обусловливается стремлением девелоперов привлечь федеральных сетевых операторов, рассчитывая на их популярность у потенциальных покупателей. Вне столицы федеральные сети могут быть представлены местными партнерами — держателями франшиз. У ритейлеров же, в свою очередь, есть сформировавшиеся с учетом московского опыта критерии оценки качества и профессионализма торговых центров, которые вынуждены учитывать региональные девелоперы.
Но в ряде городов успешно функционируют непрофессиональные в традиционном понимании этого термина торговые центры, появившиеся несколько лет тому назад в условиях низкой конкуренции. В качестве примера можно привести ТЦ «Дирижабль» в Екатеринбурге, открытый в начале 2000-х гг. Сперва он представлял собой комплекс рыночного типа. Затем стал заполняться сетевыми операторами, сохранив высокую популярность у жителей города.
На ставки аренды торговых площадей в регионах влияют общие для страны факторы: ослабление доллара приводит к их привязке к рублю, установлению минимального курса или применению мультивалютных индексов.
Рост предложения и улучшение качественных характеристик объектов приводят к дифференциации ставок аренды в торговых центрах, расположенных в центральных и периферийных районах городов.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.