Декоративное изображение
4 167

Поделиться

Москва покинула Топ-3

Москва выбыла из тройки лидеров городов Европы по стоимости аренды в стрит-ритейле

Торговые коридоры российской столицы могут полностью перейти на рубли

По итогам 2014 года Москва опустилась на 4-е место в рейтинге европейских городов по максимальной ставке аренды в стрит-ритейле. За год показатель снизился на 25% – до 4,5 тыс. долл. за кв. м в год, или 212,9 тыс. рублей (по среднему курсу за 4-й квартал – 47,3).

Москва попала в тройку европейских городов с самыми дорогими торговыми улицами в 2007 году, но выбыла из нее в период мирового кризиса. В 2012 году российская столица вернула себе 3-е и удерживала его до последнего квартала 2014 года.

«Сейчас ставки аренды в основных торговых коридорах Москвы уступают максимальным показателям улиц Парижа (21,7 тыс. долл.), Лондона (16,5 тыс. долл.) и Мюнхена (5,2 тыс. долл.)», – комментирует Мария Шпакова, аналитик рынка торговой недвижимости компании JLL.

Максимальные ставки аренды на основных торговых коридорах в европейских городах

Источник: JLL

Во второстепенных коридорах Москвы (например, Мясницкая, Покровка, проспекты) максимальная ставка аренды снизилась примерно на 30% – до 2,5 тыс. долл. за кв. м в год, или 118,2 тыс. рублей (по среднему курсу за 4-й квартал – 47,3).

Еще одна тенденция рынка – заключение новых п пересмотр действующих сделок в рублях.

По мнению экспертов, эта тенденция сохранится на протяжении 2015 года, и в долгосрочном прогнозе рынок стрит-ритейла может вообще уйти от долларовой аренды.

Примеры изменения бюджетов на аренду

Профиль

Площадь, кв. м

Средний бюджет, руб./месяц, 1 кв. 2014

Средний бюджет, руб./месяц, 4 кв. 2014

Банк

100-500

1 000 000

600 000

Электроника , услуги связи

100-200

1 200 000

900 000

Бытовая химия

200-300

500 000

450 000

Рестораны, кафе

от 600

3 000 000

2 000 000

Продуктовые магазины

1 000

1 000 000

900 000

Источник: JLL

Наиболее активный спрос на помещения стрит-ритейла в Москве в 4-м квартале, по данным JLL, наблюдался со стороны продуктовых магазинов – он составил 45%. Обычно самый активный сегмент общественного питания формировал только 20% от общего спроса. В последнем квартале 2014 года наблюдалось также изменение формата арендаторов внутри сегментов. Например, в сегменте продуктовой розницы наибольший спрос проявили сети специализированных магазинов, районные супермаркеты площадью до 1,1 тыс. кв. м, в то время как раньше доминировали крупные супермаркеты с большим разнообразием товаров; в сегменте «кафе и рестораны» преобладали небольшие кондитерские, пекарни и столовые вместо ранее активных сетевых кафе и авторских ресторанов.

Распределение спроса по профилю арендатора

Источник: JLL

В 2014 году арендаторы обратили внимание на недавно обновленные пешеходные зоны. Самые перспективные улицы: Кузнецкий Мост, Никольская, Пятницкая, Маросейка и Покровка. Эксперты ожидают стабильный спрос на коридоры в спальных районах. Здесь востребованы продуктовые супермаркеты, дискаунтеры и сети магазинов у дома. Обычно эти ритейлеры формируют от 20 до 40% общей доли спроса на торговую недвижимость в этих районах.

Retail

 

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами