Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Москва покинула Топ-3
Москва выбыла из тройки лидеров городов Европы по стоимости аренды в стрит-ритейле
Торговые коридоры российской столицы могут полностью перейти на рубли
По итогам 2014 года Москва опустилась на 4-е место в рейтинге европейских городов по максимальной ставке аренды в стрит-ритейле. За год показатель снизился на 25% – до 4,5 тыс. долл. за кв. м в год, или 212,9 тыс. рублей (по среднему курсу за 4-й квартал – 47,3).
Москва попала в тройку европейских городов с самыми дорогими торговыми улицами в 2007 году, но выбыла из нее в период мирового кризиса. В 2012 году российская столица вернула себе 3-е и удерживала его до последнего квартала 2014 года.
«Сейчас ставки аренды в основных торговых коридорах Москвы уступают максимальным показателям улиц Парижа (21,7 тыс. долл.), Лондона (16,5 тыс. долл.) и Мюнхена (5,2 тыс. долл.)», – комментирует Мария Шпакова, аналитик рынка торговой недвижимости компании JLL.
Максимальные ставки аренды на основных торговых коридорах в европейских городах
Источник: JLL
Во второстепенных коридорах Москвы (например, Мясницкая, Покровка, проспекты) максимальная ставка аренды снизилась примерно на 30% – до 2,5 тыс. долл. за кв. м в год, или 118,2 тыс. рублей (по среднему курсу за 4-й квартал – 47,3).
Еще одна тенденция рынка – заключение новых п пересмотр действующих сделок в рублях.
По мнению экспертов, эта тенденция сохранится на протяжении 2015 года, и в долгосрочном прогнозе рынок стрит-ритейла может вообще уйти от долларовой аренды.
Примеры изменения бюджетов на аренду
Профиль |
Площадь, кв. м |
Средний бюджет, руб./месяц, 1 кв. 2014 |
Средний бюджет, руб./месяц, 4 кв. 2014 |
Банк |
100-500 |
1 000 000 |
600 000 |
Электроника , услуги связи |
100-200 |
1 200 000 |
900 000 |
Бытовая химия |
200-300 |
500 000 |
450 000 |
Рестораны, кафе |
от 600 |
3 000 000 |
2 000 000 |
Продуктовые магазины |
1 000 |
1 000 000 |
900 000 |
Источник: JLL
Наиболее активный спрос на помещения стрит-ритейла в Москве в 4-м квартале, по данным JLL, наблюдался со стороны продуктовых магазинов – он составил 45%. Обычно самый активный сегмент общественного питания формировал только 20% от общего спроса. В последнем квартале 2014 года наблюдалось также изменение формата арендаторов внутри сегментов. Например, в сегменте продуктовой розницы наибольший спрос проявили сети специализированных магазинов, районные супермаркеты площадью до 1,1 тыс. кв. м, в то время как раньше доминировали крупные супермаркеты с большим разнообразием товаров; в сегменте «кафе и рестораны» преобладали небольшие кондитерские, пекарни и столовые вместо ранее активных сетевых кафе и авторских ресторанов.
Распределение спроса по профилю арендатора
Источник: JLL
В 2014 году арендаторы обратили внимание на недавно обновленные пешеходные зоны. Самые перспективные улицы: Кузнецкий Мост, Никольская, Пятницкая, Маросейка и Покровка. Эксперты ожидают стабильный спрос на коридоры в спальных районах. Здесь востребованы продуктовые супермаркеты, дискаунтеры и сети магазинов у дома. Обычно эти ритейлеры формируют от 20 до 40% общей доли спроса на торговую недвижимость в этих районах.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?