Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
3 626

Поделиться

Москва: Киоскам удесятерят ставки

Арендные ставки для столичных киосков в подземных переходах вырастут более чем в 10 раз
Столичные власти поднимают арендные ставки для предпринимателей, чьи торговые палатки расположены в подземных пешеходных переходах, в среднем в 11,6 раза. По расчетам Главного контрольного управления города Москвы (Главконтроля), это позволит увеличить поступления в бюджет с нынешних 160 млн руб. до 2 млрд руб. Торговцы боятся не потянуть новые платежи и обещают свернуть бизнес. Однако чиновники уверяют, что это пустые угрозы: в переходах работают преимущественно субарендаторы, которые давно уже платят по рыночным ставкам, вот только деньги проходят мимо городского кармана.
Нынешняя система подуличной торговли сложилась еще в прошлом веке и дожила до сегодняшнего дня без существенных изменений. В 90-е годы балансодержатель подземных переходов «Гормост» заключил 169 договоров аренды со 110 фирмами, которые поделили между собой 1320 торговых мест. С тех пор, по словам начальника «Гормоста» Юрия Иванкова, эти цифры не менялись, аукционы не проводились, договоры пролонгировались автоматически, причем ставки ежегодно увеличивались только на процент инфляции. По его данным, сегодня аренда павильона обходится предпринимателям в среднем в 19—20 тыс. руб. за 1 кв. м в год, а поступления в бюджет от всей подземной торговли не превышают 160 млн руб.
В конце прошлого года Главконтроль выяснил, что эти показатели являются, мягко говоря, заниженными. Пересчитав указанные в договорах ставки по методике, которая применяется к объектам наземной мелкорозничной торговли, специалисты ведомства установили, что город ежегодно недополучает 1,5—1,8 млрд руб. Кроме того, оказалось, что фирмы, являющиеся дер­жателями договоров, сами торговлей не занимаются, а сдают павильоны в субаренду, причем зачастую на одной точке «сидят» сразу три-четыре субарендатора. Разумеется, конечный продавец платит за аренду уже не 20 тыс. руб. в год, а в разы больше. Например, индивидуальный предприниматель Томашевский, торгующий китайским ширпотребом в переходе на площади трех вокзалов, рассказал РБК daily, что с нового года платеж за точку площадью 5 кв. м вырос до 45 тыс. руб. в месяц, иными словами — 108 тыс. за 1 кв. м в год.
Сотрудники Главконтроля порекомендовали правительству Москвы перезаключить договоры с арендаторами по рыночным, а не фиктивным расценкам. «Договоры должны быть перезаключены с теми же организациями без проведения конкурса, чтобы не ущемлять права малого и среднего бизнеса», — говорит замглавы управления Татьяна Сорокина. В среднем платежи вырастут в 11,6 раза, по некоторым договорам, где ставки были совсем маленькие, — в 17—18 раз. В расчетах учитывается месторасположение объектов, а также ассортимент, уточняет Татьяна Сорокина.
По словам Юрия Иванкова, «Гормост» уже начал рассылать уведомления предпринимателям. К 1 мая все договоры должны быть перезаключены. «Если кто-то откажется работать по новым правилам, освободившиеся торговые точки будут выставляться на аукционы. Предметом торгов станет годовая арендная плата», — говорит г-н Иванков. Держатели договоров по-прежнему смогут привлекать субарендаторов, однако в мэрии надеются, что этот бизнес умрет сам собой. «Одной из целей повышения арендных ставок является избавление от посредников. Бизнес может платить рыночные ставки. Он уже это делает. Просто мы хотим, чтобы он платил городу, а не рантье», — заявил РБК daily представитель горадминистрации.
Владелец «ИП Томашевский» уверяет, что малый бизнес, существующий в подуличном пространстве на условиях субаренды, не потянет очередное повышение ставок. Договоры будут перепроданы сетевикам, считает он.
Президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов говорит, что практика использования по­средников при аренде подуличных помещений в Москве сущест­вует еще с лужковских времен. По его данным, разница между ставкой аренды для посредника и ставкой субаренды для предпринимателя может доходить до 400%. Вместе с тем последние два года ведутся разговоры о том, что эта си­туа­ция неправильная. Департамент торговли и услуг считает, что посредников нужно оставить, но их маржу следует сократить.
По словам индивидуального предпринимателя Алексея Коровкина, владеющего сетью киосков, в том числе и в переходах, еще в середине декабря стало ясно, что «Гормост» поднимет ставки аренды вслед за метрополитеном. Сам он берет торговые площади в субаренду у управляющих компаний, которые арендуют площадки у «Гормоста» и создают необходимую инфраструктуру. Увеличение ставок предпринимателя не пугает — «это было ожидаемо».
Но, говорит он, «дьявол в деталях». «Если павильон стоил 200 тыс. руб. и теперь придется платить на 10% дороже — это нормально», — рассуждает он. А где стоимость аренды составляла 40 тыс. руб., увеличение ставок до 50% сделает бизнес нерентабельным. В такой ситуации, считает г-н Коровкин, арендаторы будут искать компромисс с управляющими компаниями, чтобы разделить с ними бремя увеличения арендной платы. Но, по его прогнозу, около 10% арендаторов не потянут плату и уйдут из переходов.
Александра Голубева, Анна Левинская, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами