Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Московский ГУМ станет единсвенным
Называться ГУМом может только магазин на Красной площади эксклюзив
Как стало известно РБК daily, московский ГУМ добился признания аббревиатуры общеизвестным товарным знаком. Такое решение приняла экспертная комиссия Роспатента. Теперь главный универсальный магазин страны может требовать сменить вывеску от региональных ГУМов, получивших это название в советский период. Такие магазины есть практически во всех крупных городах России.
ОАО «Торговый дом ГУМ» (находится под управлением Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича) задумалось о защите товарного знака еще в январе 2007 года. В феврале 2012 года заявление о признании его общеизвестным на территории России и дополнительные документы были поданы в Роспатент. А в августе было получено положительное заключение службы (документ есть в распоряжении РБК daily). Товарный знак признан общеизвестным по 35‑му классу МКТУ – услуги по розничной и оптовой продаже товаров.
В столичном ГУМе затруднились объяснить, зачем товарному знаку потребовалась дополнительная защита – торговый дом зарегистрировал его еще в 2005 году.
PR-директор 28-го Творческого объединения Bosco Ольга Юдкис сообщила лишь, что ГУМ широко известен как крупнейший торговый центр, расположенный в историческом центре Москвы рядом с Красной площадью. «Обозначение «ГУМ» приобрело высокий уровень известности среди потребителей в России и обладает высокой различительной способностью», – добавила она.
Признание товарного знака общеизвестным бессрочно, в отличие от регистрации, отметил адвокат юридической компании «Хренов и партнеры» Евгений Парщиков. Однако основное преимущество состоит в объеме правовой защиты: признание товарного знака общеизвестным запрещает другим компаниям использовать не только его, но и схожие названия.
Между тем в России в крупных областных центрах действуют по меньшей мере 18 ГУМов. Чаще всего они представляют собой здание в несколько этажей в историческом центре города. По данным компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, крупный ГУМ работает в Казани – это шестиэтажный торгово-офисный центр общей площадью 16,2 тыс. кв. м. ГУМ есть во Владивостоке, его первая очередь возведена в первом квартале 2006 года, вторая – во втором квартале 2008 года. Одноименный универмаг в Находке действует с 1974 года, в Новосибирске – с 1987 года. В марте 2012 года собственники последнего приступили к реконструкции помещений и фасада первого этажа здания с целью разместить там самый большой в городе рыбный магазин.
ГУМы есть также в Томске, Екатеринбурге, Махачкале, Йошкар-Оле, Якутске, Ижевске, Иванове, Костроме, Кургане, Саратове, Смоленске, Тамбове, Ярославле и других городах.
Станет ли московский ГУМ требовать от собственников региональных торговых домов сменить вывеску, представители компании не сообщили. Однако г-жа Юдкис подчеркнула, что ГУМ может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование общеизвестного обозначения. Отсутствие запрета не считается согласием на использование или разрешением, добавила она.
Евгений Парщиков считает, что столичный ГУМ вправе требовать сменить название от других универмагов. Однако если дойдет до конфликта, обращаться за разрешением спора в суд почти нет смысла, уверен он. «Вопросы, касающиеся прав на интеллектуальную собственность, детально не урегулированы в нашем законодательстве», – пояснил юрист. Скажем, доказать, что из-за работы казанского ГУМа столичный универмаг упустил выгоду, будет практически невозможно, потому что ни тот ни другой не производят никаких товаров или не оказывают услуг, которые бы их индивидуализировали, привел пример г-н Парщиков.
Из-за пробелов в законодательстве споры вокруг старых советских брендов не редкость. Серьезные бои идут в кондитерской отрасли. К примеру, Ливенская кондитерская фабрика оспаривала эксклюзивные права на товарный знак печенья «Юбилейное», которым сейчас владеет Kraft Foods. «Приморский кондитер» пытался вернуть себе право производить продукцию под марками «Птичье молоко», «Буревестник», «Мишка на Севере» и др. А «Объединенные кондитеры» воюют с компанией Orkla за знаменитый бренд «Аленка».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?