Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Монополизация ритейла напрямую отразится на карманах потребителей, считают малые предприниматели
Малый бизнес в Москве подвергают дискриминации и выдавливают из экономики города — с таким криком о помощи обратились предприниматели к депутатам Мосгордумы и представителям Департамента потребительского рынка. В последнее время на малый бизнес обрушилась масса новых федеральных и городских законодательных нововведений. По мнению предпринимателей, все решения приняты в пользу крупного бизнеса и торговых сетей, а малым предприятиям, на которых держится экономика цивилизованных стран, остается лишь вымирать. Причем не из-за конкурентной борьбы, а потому, что их поставили в неравное положение с крупными структурами. Недавно глава Федеральной антимонопольной службы заявил, что долю торговых сетей нужно снизить с 35% до 5—8%. В Москве же долю сетевых магазинов намерены довести до 65—70%. Монополизация рынка напрямую отразится на карманах потребителей, считают малые предприниматели.
Водка снова подорожает?
Торговли алкоголем касается целый комплекс проблем. Во-первых, столичный закон повысил до 60 тыс. руб. в год (для малых предприятий — до 30 тыс.) стоимость лицензии на торговлю спиртным. Если брать лицензию на 5 лет, нужно выложить 150 тысяч — сумму для многих непосильную. Мелкие дельцы также считают несправедливым, что супермаркеты площадью по 1000 кв. метров платят за лицензию всего в 2 раза больше, чем крохотные магазинчики (оборот же напрямую зависит от площади).
Представители департамента в ответ намекнули, что торговля алкоголем — прибыльный бизнес. Но предприниматели тут же вспомнили, что прибыльнее всего торговать им по ночам, но их этой возможности лишили (проблема №2). Почему маленькие магазины не могут продавать водку по ночам, а сети — могут?
— Это решение — правильное, — убеждены в департаменте. — У маленьких магазинов нет охраны, рядом пьют и устраивают драки.
— Да я сам видел драки у супермаркетов! Они, наверное, более благородные? — возмутился коммерсант Сергей Городилин. — И у маленьких магазинов есть тревожные кнопки.
Еще одна алкогольная проблема — по столичному закону вскоре продажу спиртного нужно будет декларировать. Торговцам понадобится дорогое программное обеспечение. Стало быть, новый скачок цен на водку не за горами?
— Сейчас очень много поддельного алкоголя, — пояснили представители департамента. — А новая автоматизированная система “Мосдекларация” позволит контролировать рынок. К тому же расходы будут небольшие: сертификат электронного ключа стоит всего 2400, сам ключ — 1300...
Ларьки “покурят”, а табачники “наварятся”?
Табачная проблема связана с установлением максимальных розничных цен на сигареты. Если по сетям это нововведение не слишком ударит, то малый бизнес будет вынужден отказаться от торговли сигаретами. К тому же у предпринимателей есть опасения, что вскоре максимальные розничные цены установят и для других групп товаров. Тогда приличный ассортимент потребители смогут находить лишь в крупных сетях. Предприниматели усмотрели в решении государства хитрость: сигареты станут более доступными, а как только потребителей станет больше, табачные компании разом повысят цены.
Эта проблема волнует и малых бизнесменов, и покупателей. Рынки исчезают, на их месте возводят торговые центры. Товар там тот же, цены — совсем другие. Из города решено убрать и палатки, торгующие продуктами, где можно купить овощи, мясо, сыр, молоко, колбасу… Это малые предприниматели также считают лоббированием интересов сетей.
— Чтобы открыть магазин в Самаре, нужно 400 тыс. долларов, чтобы открыть такой же в Москве, нужно 4 миллиона, — рассказывает г-н Городилин. — А разговоры о том, что в магазине товар качественнее, — чушь. Моя фирма поставляет продукты и в сетевой магазин, и на рынок. Одни и те же продукты!
— Палатки уже не соответствуют требованиям населения, — уверены в департаменте. — И дешевизна, которая там есть, не всегда оправдана. Качество колбасы, например, вызывает сомнения. Острой необходимости в палатках нет, в городе их нужно не больше 20 тысяч — тех, что торгуют общепитом, газетами, цветами. Этот год мы планируем закончить с европейскими показателями — 650 кв. м магазинов на 1000 населения (сейчас 605 кв. м).
Кому выгодно изгнание иностранцев?
Этот “подарочек” подсуропили предпринимателям федеральные власти. Однако самый сильный удар они нанесли по Москве. Иностранцев запрещено пущать торговать спиртным, лекарствами, а с 1 апреля им заказан путь за прилавки рынков и палаток. Эти ограничения в первую очередь станут головной болью малых предприятий, для коих дефицит кадров всегда был проблемой.
— Непонятно, почему именно розничная торговля заслужила такое внимание: неужели в сфере строительства, производства, коммунальных услуг и других отраслей хозяйства все обстоит как-то иначе? — возмущаются предприниматели.
Итог их дискуссии с чиновниками таков: предприниматели требуют отменить нерыночные законы, касающиеся торговли алкоголем и сигаретами. Хотят упрощенного налогообложения. Просят, чтобы им разрешили работать с иностранцами. И планируют обратиться к мэру с предложением разработать программу для малых предприятий, лишившихся торговых площадей из-за реформ.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?